- in Yoga

Перейти к контенту

Главное меню:

Статьи


Правильный объект это важно

Другим набором предметов медитации могут быть объекты, вызывающие отвращение, например, трупы или смерть. Эти упражнения несвободны от некоторого риска, как это можно видеть из пересказа анекдота об одном монахе. Один монах имел обыкновение переходить ручей, отделявший монастырь от места погребения, чтобы медитировать на трупах. Как-то утром другой монах встретил его в то время, когда он устраивался для медитации в течение целого дня. Монах с улыбкой сказал созерцателю трупов: «Упражнение на дыхании анапана лишено опасности». Созерцатель трупов не стал действовать в соответствии с этим намеком, а продолжал свою практику. Но вот однажды вечером он вернулся в свою келью, открыл дверь и, заглянув внутрь, испустил вопль ужаса: он увидел, что на полу лежит труп. На самом деле этот труп был только приобретенным образом его объекта медитации (нимитта).
Лучше и безопасней всего концентрироваться на ощущении естественного дыхания, поскольку опорой для сосредоточения, служат не только осознанность и однонаправленность, но и уравновешенность - невозмутимость ума, ощущение дыхания наиболее нейтральный и поэтому подходящий объект для медитации. При сосредоточении на дыхании достигаются уровни концентрации с первой по четвертую локуттара-джханы включительно. В свое время Будда, практикуя сосредоточение, овладел всеми восемью локия-джханами, и тем не менее он видел, что полное пробуждение все еще не достигнуто, поскольку даже на самых высоких уровнях поглощенности сохранялись тонкие формы желаний. Слово лока означает план существования или мир, овладев локия-джханами, можно перемещаться в тонкие миры девов и богов, однако локия-джханы не дают выйти за пределы всех лок, за пределы ума и материи. Чтобы достичь полного освобождения, Будда начал практиковать другой метод концентрации, а именно наблюдение дыхания (анапна) и обнаружил, что сосредоточение приобрело другое качество. При практике анапаны появлялись четыре джханы, и Будда назвал их локуттара-джханы. Локуттара означает за пределами лок. Затем Будда открыл технику Випассаны и очистил свой ум от всех загрязнений и достиг полного освобождения. В основе человеческого существования лежит желание, и именно энергия желания заставляет огонь сознания притягивать элементы бытия. Благодаря чему, ум контактирует с объектами восприятия, получая и усваивая впечатления жизни. В уме существует тенденция избегать неприятных впечатлений и притягивать приятные, эта устойчивая привычка является причиной возникновения дуккхи – состояния неудовлетворенности или страдания. Когда ум испытывает влечение, он похож на маятник часов который смещается в крайнее состояние. Но так или иначе происходит движение в обратную сторону и ум начинает избегать отвращения которое появляется в другом крайнем состоянии. И снова ум наполняетя желанием избавиться от неприятного и получить приятное, таким образом маятник раскачивается и происходит вращение, не только времени, но всей вселенной. Колебания ума похожи на рябь на воде, ничего не видно в глубине и не видно отражения, все искаженно. Иногда волны становятся  такими сильными что поднимают грязь с глубины и в сознании возникаеют помрачнения. Возникает невединье которое пораждает новые страдания. Прекращение страдания в контексте практики буддийской медитации осуществляется двумя последовательными путями:  практикой углубленной концентрации – самадхи (в традиции буддизма этот термин означает «сосредоточение»), и созерцанием – это путь випассаны. Практика самадхи - это путь джхан - последовательного углубления концентрации, практика самадхи основана на методе прахана — букв. отбрасывание: практикующий отбрасывает все препятствия путем углубления концентрации, то есть исключает беспокоящие впечатления из поля восприятия. Практика самадхи это обострение ума, как хорошо заточенный скальпель он проникает глубоко в подсознание. А практика випассаны очищает ум от загрязнений, главный принцип випассаны - отсутствие всякого вида "цепляния" ума к объектам восприятия, состояние упеккха - равностность. Эта равностность (невозмутимость, отрешенность, уравновешенность) применяется не только к телесным ощущениям и эмоциям, но и к состояниям ума и объектам ума, возникающим в процессе концентрации. При практике випассаны любые виды впечатлений, которые возникают в уме, не отбрасываются и не игнорируются, а «принимаются как есть» - без влечения и без отвращениия к ним. Такая позиция нейтральности не означает развитие бесчувственности или черствости — все ощущения переживаются так же, как и раньше, во всей полноте, но отсутствует желание продлить (получить в будущем) приятное или прекратить (предотвратить) неприятное, и поэтому санкхары – факторы, «загрязняющие» ум и порождающие страдание, растворяются.  Такой особый вид уравновешенности сознания по отношению к объектам восприятия становится возможным, когда эти объекты рассматриваются не как плохие или хорошие и т.п., а как аничча — непостоянство – и анатта — отсутствие всякого я. Понятие аничча означает, что любой материальный или психический объект появляется, а затем рано или поздно исчезает — его существование зависит от причин и условий. Анатта означает, что любые психические явления можно разложить на составляющие части и в конечном итоге за ними нет никакой личности — никакого постоянного “я”. Таким образом, практика випассаны создает в уме особые условия, в которых неблагие психические явления, такие как влечение, отвращение, гнев, страх, похоть, тупость, и т. п., растворяются под воздействием благих психических факторов: невозмутимости (упеккха), сосредоточения (самадхи), осознанности (сати), сострадания (каруна), сорадования (мудита), любящей доброты (метта), мудрости (панья).

Далее:
Жизнь как кино

 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню
Рейтинг@Mail.ru