- in Yoga

Перейти к контенту

Главное меню:

Статьи


Джханы

Что же переживет каждый из медитирующих? Какие есть знаки, и метки верного пути? Рассмотрим медитацию на объекте, объектом будет цветной диск. Сосредотачивая свое внимание на диске и воспроизводя его внутри своего сознания у йогина возникает концентрация на одно мгновение, ум поглощен объектом полностью, это называется кханика-самадхи, поглощение на одно мгновение. Затем ум отвлекается на какое-то время и снова возвращается к объекту, и так раз за разом. Об этом хорошо написал Вячеслав Курилов в своей книге "Один в океане", вот отрывок "В литературе о йоге информация о концентрации самая противоречивая, но нигде не говорится, что это легко. Опираясь на свой личный опыт, я бы условно разделил весь путь концентрации на три этапа. На первом - ум напоминает скаковую лошадь, которую нужно объездить. Этот этап самый трудный. Главная сложность не в том, что лошадь бесконечно сбрасывает всадника, а в том, что всадник в один прекрасный день скажет себе: "Зачем мне это нужно? Эта дорога никуда не ведет". Чтобы пройти этот этап, нужны вера и фанатизм. Второй этап очень интересный. Когда лошадь объезжена и всадник научился управлять ею, то он обязательно поедет не туда. Второй этап - это путь соблазнов: если вы поэт, вам будут приходить в голову такие прекрасные стихи, что вы, конечно, схватитесь за перо, если ученый - гениальные мысли, если художник - изумительные картины и так далее. Как будто дьявол-искуситель, зная вас очень хорошо, подбрасывает вам самые интересные идеи, самые любимые мелодии, видения, стихи - только бы вы свернули с намеченного пути. Третий этап самый короткий и относительно легкий - до цели осталось совсем немного, нужно только чуточку терпения." Продолжая работать терпеливо и настойчиво, от мгновения к мгновению ум концентрируется на объекте уже продолжительное время 10-20 минут и возникает следующая стадия упачара-самадхи. Продолжая работать с упачара-самадхи и усиливая концентрацию на более продолжительный период 30-40-50 минут ведет к более глубокой поглощенности, которая называется аппана-самадхи. Аппана-самадхи ведет к первой джхане. В первой джхане присутствуют пять факторов:

1) Присутствие объекта в уме или витакка
2) Непрерывное удержание ума на объекте или вичара
3) Концентрация ума или экаггата
4) Счастье, очень приятные ощущения в теле или сукха
5) Восторг, очень приятные ощущения в уме или пити

Продолжая работать терпеливо и упорно, возникает вторая джхана. Уходят первые два фактора, остаются экаггата, сукха и пити. Затем возникает третья ступень поглощенности, если во второй джхане в уме были приятные ощущения, они были похожи на высокие волны счастья и наслаждения, то в третьей джхане этих волн нет, возникает уравновешенность ума, остаются приятные ощущения в теле и третий фактор экаггата. В четвертой джхане исчезает и сукха, все органы чувств престают работать. Вот еще отрывок из книги "Один в океане". "Сознание стало расширяться, не теряя объекта концентрации, и стало таким четким, каким оно никогда не было. Я потерял все ощущения тела. Вокруг меня образовался круговорот, я попробовал сопротивляться этому состоянию, но было уже поздно. Меня стало засасывать как бы в большую воздушную воронку, и я полетел через темный туннель в другую реальность. Мне было страшновато, но не очень, я уже начал привыкать к неизвестным состояниям. Все движение произошло в глубине моего существа, где оказалось огромное пространство. В этой другой реальности мое "я" было иным, я мог видеть вещи сразу со всех сторон и изнутри. Моя идея, которую я тщетно пытался понять, предстала передо мною во всей своей простоте. Момент созерцания сопровождался экстазом могучей силы - это восхищение, потрясение, радость познавания, любование красотой увиденного, возведенные в степень! Описать это невозможно, я не могу найти слов. Как будто передо мной отодвинули завесу неба, и я увидел такие тайны!". Затем следует пятая степень поглощенности уравновешенного осознавания бесконечности внутри тела, затем шестая джхана созерцание бесконечности всей вселенной, затем седьма и восьмая описание которых уже практически невозможно. Мудрые люди предупреждают: Очень опасно! На этой стадии джхан возникают различные сидхи, мистические способности. Не следует уделять им внимания. Чтобы выйти за пределы и познать Истину нужно развивать прозрение, Мудрость, а также другие качества просветленного, совершенной концентрации для полного освобождения недостаточно.


 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню
Рейтинг@Mail.ru