- in Yoga

Перейти к контенту

Главное меню:

Статьи



Медитация Випассана
и её значимость для мира


Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6







Две с половиной тысячи лет назад, в своих поисках пути освобождения от человеческих страданий, Готама Будда открыл заново искусство медитации Випассана.
Слово Випассана
, на древнем языке Пали, означает видеть вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они кажутся. Другими словами, это способность видеть за кажущейся реальностью, предельную истину существования – всеобъемлющую истину ментальной и физической структуры человека. Это является сущностью того, что практиковал и чему учил Будда, в течение сорока пяти лет своего Учения.

Во времена Будды, большое количество людей в Индии, как монахов, так и мирян, обрели полное освобождение от оков страдания с помощью практики Випассаны
. Со временем, техника распространилась в соседние страны: Мьянму (Бирму), Шри-Ланку, Таиланд, Камбоджу и другие страны. Она принесла такие же прекрасные плоды для людей этих стран и процветала там.

К сожалению, пять столетий спустя, после Будды, благородное наследие Випассаны исчезло из Индии и других стран. И только в Мьянме (Бирме)  цепь посвященных учителей сохранила технику. Благодаря чистой передаче
, из поколения в поколение, через две тысячи лет, наследуясь от учителя к ученику, техника дошла до наших дней  в своей первозданной чистоте. Благодаря этому, мы смогли получить технику такой же чистой и эффективной сегодня, какой она была во времена Будды.

Во время жизни Будды, жили два торговца из Мьянмы  – Тапасси и Баллика, они предложили ему первую еду, после того, как Будда достиг полного просветления. Баллика достиг многого как монах и стал арахантом (полностью освобожденным). Тапасси остался домохозяином и продолжил свою практику. Через этих двух людей
, Учение Будды впервые пришло в Мьянму. Также, человек по имени Гавампати, житель Митхилы в Центральной Индии, получил Учение от Будды. Он стал арахантом и  направился в Мьянму учить Дхамме его брата Шихараджа, а также и других людей, живущих там. Таким образом, Учение Будды достигло Юга Мьянмы во второй раз.



После окончания Третьего Дхамма Собрания, под руководством императора Ашоки в 250 г. до н.э., многоуважаемый Моггалипутта Тисса отправил Дхаммадутас (посланцев Дхаммы) в разные страны для распространения благородного Учения Будды. Араханты Сона и Уттара были направлены в Мьянму, во времена правления царя Шаримашоки. После прибытия, Дхаммадутас учили жителей Мьянмы Учению Просветленного, и многие люди утвердились в Дхамме. Многие оставили жизнь домохозяев и стали монахами.

В середине XI века, когда царь Анората (Анавратха) правил в столице Паган на Севере Мьянмы, были утеряны и «Трипитака»
(«Три корзины» – название полного Учения Будды, записанного в трех частях: Виньяна – предписания для монахов, Сутты – беседы, Абхидхамма – учение об уме), и техника Випассаны. Это случилось потому, что Дхамма стала коррумпированной, потеряла свою чистоту. Арахант (полностью просветленный) и биккху (монах) по имени Дхаммадасси, также известный под именем Шин Арахан, из Южной Мьянмы узнал об этих обстоятельствах. Из сострадания, он отправился в Паган, встретился с царем Аноратой и обучил его технике Випассаны. Царь был сильно впечатлен. Он открыл, что чистая Дхамма является привлекательной, приемлемой и полезной. И он с радостью принял её.

И чтобы должным образом утвердить Дхамму в своём царстве, царь Анората привез «Трипитаку»
из южного царства Тхатон. Таким образом, в течение нескольких лет, царство Паган в Мьянме прочно утвердилось в Дхамме. С тех пор, усилия для сохранения этих двух аспектов Дхаммы в их истинной чистоте в Мьянме, были успешны благодаря небольшой цепи Учителей, особенно в Сагаинг хиллс в Центральной Мьянме, где Шин Арахан провел свои последние годы. Из поколения в поколение, техника продолжала существовать там без искажений, передаваясь от учителя к ученику. Не сохранились имена учителей и их учеников, но важно, что техника сохранилась в своей первозданной, изначальной чистоте.


Вен. Леди Саядо (1846 – 1923)


Вен. Леди Саядо («саядо» обозначает – почтенный учитель) родился в деревне Саинг-пин в Северной Мьянме (Бирме). В детстве его называли Маунг Тет Кхаунг. В 15 лет он получил посвящение в саманеру (послушник) и имя Нана-дхая (флаг знания).

Вен. Нана-дхая
изучал грамматику Пали и священные тексты Палийского канона, включая Абхидхамму (это третья часть «Трипитаки», которая содержит детальные технические описания реальности ума и материи), днём и продолжал повторять их, по памяти, после наступления темноты (в то время, еще не было современного освещения).

В 18 лет Вен. Нана-дхая
будучи неудовлетворен своим образованием (считая его слишком ограниченным), некоторое время вел жизнь мирянина. Его учителя пришли к нему с предложением расширить границы его обучения, после чего он вернулся к жизни саманеры. Обучаясь под руководством Гандхамы Саядо, он достиг мастерства в Ведах всего за восемь месяцев, и продолжил изучение Трипитаки. В возрасти 20 лет, Нана-дхая  получил посвящение в биккху (монах).
После этого, Нана-дхая
отправился в столицу Мандалай, чтобы продолжить своё обучение. Под управлением короля Мин Дон Мина, Мандалай был, в то время, наиболее важным центром обучения в Мьянме.

В 1871 г. король спонсировал Пятое Собрание Дхаммы, созвав всех монахов для чтения и разъяснения Трипитаки. Нана-дхая
помогал в редактировании и переводе текста Абхидхаммы.

Знаменитый учитель, Вен. Сан-Кьяунг Саядо сделал однажды экзамен для 2000 учеников, состоящий из 20 вопросов. Биккху Нана-дхая
был единственным, кто успешно ответил на все вопросы.

По прошествии восьми лет монашества, Вен. Нана-дхая
стал учителем Пали в монастыре Сан-Кьяунга.
В 1882 г. Вен. Нана-дхая
отправился в Мониву, районный центр, известный как место, где обучение включает полную Трипитаку, а не её отдельные части. После выполнения своих обязанностей учителя днём, он пересекал реку вечером и проводил ночи в медитации, в пещере на другом берегу. Считается, что возможно именно в это время он начал практиковать Випассану.

В 1886 г. Вен. Нана-дхая
ушел в ретрит, в лес Леди на серере Монивы. Так как монахи попросили учить их, был построен монастырь Леди-тавая. Благодаря этому монастырю, Вен. Нана-дхая получил имя Леди Саядо.

Леди Саядо путешествовал по Мьянме, обучая медитации и священным текстам. Он отличался прекрасным знанием как париятти
(теории), так и патипатти (практики). Он написал 76 трактатов на Пали и перевел много книг с Пали на бирманский язык для мирян. Он говорил, что хотел написать так, чтобы было понятно даже простому крестьянину. До этого времени, литература Дхаммы, как правило, была недоступна для понимания мирян.

Посредством назначения Сая Тхетджи мирским учителем Випассаны
, Леди Саядо принял новаторское решение, дав право обучать Випассане учителю-мирянину. Это исторически важное решение открыло возможность обучаться Випассане мирянам по всему миру.

В 1911 г. его репутация настолько возросла, что Британское правительство присвоило ему титул Аггамаха-пандита
(самый выдающийся ученый). А университет Рангуна присвоил ему звание доктора литературы.

На 73 году жизни Леди Саядо потерял зрение. Но, несмотря на это, он продолжал обучать медитации и практиковать медитацию. Он ушел из жизни, когда ему было 77 лет в одном из монастырей, основанных в его честь.


Он был, возможно, самой выдающейся фигурой Буддизма его времени. Он возродил традиционную практику Випассаны
, и сделал её более доступной для мирян, такой же,  как и для Монашеской Сангхи. Кроме того, его всеобъемлющая работа учёного послужила прояснению теории и практики Дхаммы.


Сая Тхетджи (1873 – 1945)


Сая Тхетджи (произносится Са я’ та джи) родился в фермерской деревне Пьявбвеги, рядом с Янгоном (Рангун) 27 июня 1873 года. Его назвали Муанг По Тет. У него было два брата и сестра. Отец умер, когда ему было 10 лет. Его мать была хорошей женщиной, которая много работала, чтобы  заботиться о своих четверых детях. Она зарабатывала тем, что продавала овощные пироги.

Так как Маунг По Тет начал работать в 14 лет, его школьное образование длилось всего шесть лет. Он начал работать возницей, управляя повозкой с волами, после чего работал гребцом, а затем на рисовой мельнице, он жил очень бережливо. И благодаря упорному труду, смог хорошо обеспечивать семью.


За короткое время, У Тет стал послушником-монахом и биккху
. Позднее когда ему было 23 года, он изучил медитацию Анапана у своего учителя-мирянина Сая Ньюунта, и практиковал её почти семь лет.

В 16 лет Маунг По Тет женился на Ма Хмьин, дочери землевладельца и рисового торговца. У По Тета и Ма Хмьин родилось двое детей. Маунг По Тет, которого теперь называли У Тет, преуспевал в торговле рисом и жизни домохозяина.


Эпидемия холеры разрушила деревенский мир и счастье жизни У Тета в 1903 г. Многие деревенские жители умерли, включая сына У Тета и его маленькую дочь (которая умерла у него на руках), а также и других членов его семьи.


Эта трагедия оказала огромное воздействие на У Тета. Он отчаянно искал выход из своего тяжелого состояния. Он покинул дом и блуждал по всей Мьянме в сопровождении своего единомышленника У Ньо, в поисках «бессмертия». Он учился у разных учителей и, в конце концов, пришел к Вен. Леди Саядо, с которым он и У Ньо провели семь лет. В течении этих лет, жена У Тета и его свояченица управляли рисовыми полями и поддерживали его материально.


По прошествии этих лет, У Тет вернулся в свою родную деревню, но уже не вернулся к жизни домохозяина. Леди Саядо посоветовал ему продолжать работать усердно развивая самади (концентрацию) и паннья
(очищающую мудрость), чтобы затем он смог обучать других. У Тет объяснил своей жене, что теперь он придерживается восьми предписаний и больше не вернется к обычной жизни домохозяина. И с этого момента, они будут жить как брат и сестра. Его жена и свояченица продолжали поддерживать его. Он был очень благодарен за их великодушие и  сказал, что единственное, чем он сможет отблагодарить – это обучить их Дхамме.

У Тет и У Ньо жили в гостевом домике на краю семейного поля. Где они постоянно медитировали, быстро прогрессируя в медитации. Медленно жители деревни начали замечать по его словам и действиям, что У Тет очень сильно изменился, и стал жить в соответствии с Дхаммой. Они попросили его обучить их медитации, и с 1914 г. У Тет начал обучать Анапане
.

В 1915 г. У Тет в сопровождении родственников отправился выразить своё почтение Леди Саядо. Услышав о медитативном опыте У Тета и о курсах, которые он проводит, Леди Саядо остался очень доволен. Он передал свой посох У Тету, со словами: «С этого дня и отныне, ты должен обучить Дхамме… Вслед за мной… Шесть тысяч человек». После чего У Тет обучал Випассане
25 монахов, которые уже знали Священные тексты. И с этого времени, его стали называть Сая Тхетджи («сая» означает «учитель», окончание «джи» выражает уважение). Ранее, когда Леди Саядо был в Индии, обладая особым видением, он понял, что для распространения Випассаны в Индии необходимо, чтобы учитель был домохозяином. Таким образом, он принял очень важное для истории решение, назначив мирянина учителем Випассаны, и тем самым возродив традицию учителей-мирян.

Постепенно слава Сая Тхетджи как учителя медитации росла и распространялась.
30 лет он обучал медитации всех, кто приходил к нему: простых крестьян, рабочих, а также тех, которые хорошо разбирался в текстах, написанных на Пали, то есть монахов и монахинь. Саяджи У Ба Кин, учитель Ачарья Гоенкаджи, был учеником Сая Тхетджи. В 1945 г., в возрасте 72 лет, он завершил свою миссию, обучив тысячи людей.


Он провёл свои последние дни в Янгоне, с учениками, в маленькой келье рядом с пагодой Шведагон.
Сая Тхетджи был первым учителем-мирянином в традиции Випассаны
в наше время. И как мы видим, сегодня, помощники Ачарья Гоенкаджи распространяют  учение Випассаны по всему миру.


Саяджи У Ба Кин (1899 – 1971)


Саяджи У Ба Кин родился в Янгоне (Рангун), столице Мьянмы (Бирма), 6 марта 1899 г. Он был младшим ребенком в скромной семье, живущей в рабочем районе.

У Ба Кин был одаренным учеником, он мог запоминать все уроки наизусть. Он был лучшим по всем предметам. По окончанию школы, он получил золотую медаль и стипендию для дальнейшего обучения. Но, несмотря на стипендию, по требованию семьи, он был вынужден прервать своё обучение и искать работу. Работая клерком в офисе министерства финансов Бирмы, он сдал экзамен бухгалтерской службы.


В январе 1937 г. У Ба Кин, впервые, попробовал медитацию Анапана
, обучаясь у ученика Сая Тхетджи (богатого крестьянина и учителя Випассаны). Когда У Ба Кин начал практиковать Анапану, он сразу же достиг глубокой концентрации. Он был настолько впечатлен, что не прошло и недели, а он уже приехал в центр Сая Тхетджи, чтобы пройти полный курс. В течение курса, У Ба Кин быстро достиг прогресса в медитации.

По прибытию в свой офис, У Ба Кин обнаружил письмо на своем рабочем столе. В этом письме было сказано о его повышении, назначении руководителем нового Специального офиса главного ревизора Бирмы.


У Ба Кин продолжал медитировать, часто посещая центр учителя и встречаясь с Сая Тхетджи в Янгоне. В 1941 г., У Ба Кин встретил Вебу Саядо (монаха, достигшего высокого уровня в медитации), который был поражен успехами У Ба Кина в медитации, и был первым,  кто настоятельно рекомендовал Саяджи учить других. Он начал обучать, согласно традиции, спустя 10 лет («Саяджи» на бирманском означает «учитель»).


Саяджи  стал министром финансов 4 января 1948 года, в день, когда Бирма получила независимость. Большую часть двух следующих десятилетий, он занимал различные посты в правительстве, причем нередко эффективно совмещая несколько должностей. Каждая должность при этом – уровня руководителя департамента или министерства. В 1956 году, когда У Ба Кхина назначили главой Государственного сельскохозяйственного совета по сбыту, правительство Бирмы присвоило ему звание Тхрей Ситху
– очень почетный титул.

В 1950 году он основал Ассоциацию Випассаны при офисе Министра Финансов, где работники министерства, могли изучать Випассану
. Саяджи принял активное участие в организации Шестого Собрания, известного как Чатта Сангаяна (шестое публичное чтение). Собрание прошло в 1954-1956 гг. в Рангуне. Саяджи учредил Совет Буддийских Сасан Бирмы (СБСБ), основной руководящий орган Великого Собрания. У Ба Кхин был в руководстве Совета, а также возглавлял комитет патипатти (практика медитации). Саяджи принимал активное участие в работе СБСБ до 1967 г.

Только последние четыре года жизни Саяджи были посвящены исключительно преподаванию медитации. До этого времени, он совмещал обучение других медитации со своей службой в правительстве и с обязанностями домохозяина, у которого было пять дочерей и один сын.


Саяджи регулярно преподавал Випассану
в Международном Медитационном Центре Янгона (ЯМЦ), который был открыт в 1952 г. Свободно владея английским, он мог обучать европейцев также, как и бирманцев.

Саяджи часто читал лекции для иностранной аудитории. Некоторые из них, были опубликованы: «Что такое Буддизм», «Настоящие ценности истинной буддийской медитации». Эти лекции привлекли множество западных студентов для обучения медитации.


Саяджи завершил свою выдающуюся карьеру на правительственной службе в 1967 г. С этого времени и до самой смерти, он оставался в Медитационном Центре Янгона, обучая Випассане
. Он ушел в январе 1971 г., после непродолжительной болезни.

Гоенкаджи, его знаменитый ученик, говорит о нем: «Саяджи У Ба Кин был одним из самых знаменитых учителей Випассаны
. Его обучение несло в себе весь его жизненный опыт, и поэтому каждое сказанное им слово, было наполнено силой и поддержкой для его студентов. Он обучал с огромной любовью и состраданием, несмотря на его непреклонность в поддержании жесткой дисциплины… Таким был У Ба Кин – выдающийся из людей. Таким был мой замечательный учитель, который научил меня искусству жизни».


С.Н. Гоенка


Мистер Сатьянараян Гоенка самый знаменитый учитель медитации Випассана нашего времени.

Гоенка родился в 1924 г. в Мандалае, Мьянма. В 1940 г. продолжил бизнес своей семьи и очень быстро стал преуспевающим предпринимателем, создав несколько производственных корпораций. Вскоре, он стал одним из самых преуспевающих бизнесменов Мьянмы, и возглавлял такие организации как: «Торговая палата Бирмы Марвари», «Торговая палата Янгона».




В процессе возрастающей славы, престижа и материального успеха, его эгоистическое ментальное напряжение также возрастало. И результатом этого стала мигрень, для борьбы с которой ему прописали морфий, чтобы облегчить мучительную боль.

Он побывал в нескольких странах, в поисках излечения от своей болезни. По этой причине, ему посоветовали пройти 10-дневный курс медитации Випассана
.
Будучи родом из консервативной индийской семьи, Гоенкаджи, поначалу, сомневался, стоит ли ему посещать подобный курс. Однако, после получения более ясного представления о Випассане
, он, в конце концов, решил принять участие в курсе. В 1956 г., он прошел свой первый 10-дневный курс Випассаны в Международном Медитационном Центре Янгона (Рангун), под руководством Саяджи У Ба Кина. Этот курс понизил его ментальное напряжение и излечил мигрень, как побочный эффект.

В 1962 г., бизнес Гоенкаджи был закрыт, в связи с установлением нового военного управления в Мьянме и национализации всей индустрии в стране. Это дало ему возможность проводить больше времени с учителем для медитации и углубленного изучения техники, оставаясь при этом преданным семье человеком. В 1969 г., его учитель уполномочил Гоенкаджи быть учителем Випассаны
и, с этого времени, он посвятил всю свою жизнь для распространения техники на благо всего человечества.

Он отправился в Индию и провел свой первый 10-дневный курс по медитации, выполняя желание своего учителя Саяджи У Ба Кина утвердить чистую Дхамму в Индии, земле на которой она возникла, и чтобы оттуда она распространилась по всему миру.


В 1979 г., Гоенкаджи начинает путешествовать заграницу, знакомя с техникой Випассаны
другие страны мира. Он лично обучил десятки тысяч людей, проведя более чем 400 десятидневных курса в Азии, Северной Америке, Европе и Австралии.

Будучи продуктивным писателем и поэтом, Гоенкаджи создал работы на английском, хинди и раджастхани, и они были переведены на множество других языков. Его приглашали с лекциями в уникальные места, такие как: «Монастырь барабана Дхаммы» (Вен. Шенъянь) на Тайване; «Всемирный Экономический Форум» в Давосе, Швейцария (2000 г.); «Саммит тысячелетия в Организации Объединенных Наций» в Нью-Йорке (2000 г.); «Бизнес конгресс» в Нью-Йорке (2002 г.); «Бизнес конгресс» в Вюгт, Нидерланды (2002 г.) и многие другие.


Одним важным следствием его работы в Индии, было установление межрелигиозной гармонии. Тысячи католических священников, буддийских монахов и монахинь, джайнистских отшельников, индуистских саньясинов вместе с представителями других религий и традиций продолжают приезжать на курсы Випассаны
. Универсальность Випассаны – это сущность Учения Будды – путь, который позволяет преодолеть все идеологические различия и помогает людям с разным мировоззрением получить огромную пользу от практики, без страха обращения в другую религию.

Гоенкаджи вошел в историю Индии, когда он и индуистский лидер Шанкарачарья Kанчи встретились, и объединив усилия обратились к Шри Ашок Сингхал из Вишва Хинду Паришад, и вместе призвали индусов и буддистов, забыть прошлые разногласия и жить в гармонии.


Он был удостоен почетных званий правительства Шри-Ланки, Мьянмы и представителей многих других религий и традиций разных стран.


Гоенкаджи всегда подчеркивает, что практическое применение медитации, это то, что даст возможность человечеству достичь внутреннего, также как и внешнего мира, и именно поэтому в центрах медитации и на курсах, под его руководством, всё внимание сосредоточено на медитации и на практических аспектах Дхаммы.


А также, для прояснения и исследования Учения Будды, в 1986 г. Гоенкаджи основал Исследовательский Институт Випассаны в Игатпури, который соединяется с медитационном центром Дамма Гири, для того, чтобы проводить исследования теории и практики Учения Будды. Институт Випассаны опубликовал весь текст Палийской Трипитаки, в сопровождении 140 комментариев к ней на Деванагари, который был распространен бесплатно среди учеников по всему миру. Институт Випассаны разместил также всю имеющуюся литературу на Пали в интернете, в нескольких индийских и неиндийских текстах на 
http://www.vridhamma.org.



В связи с возрастающим интересом к Випассане, Гоенкаджи начал готовить ассистентов учителя, для проведения 10-дневных курсов. На сегодняшний день, он подготовил более чем 1200 ассистентов учителя, которые, при помощи тысяч добровольцев, проводят курсы медитации Випассаны по всему миру. Уникальная особенность курсов Випассаны в том, что за участие не взимается никакой оплаты – даже на покрытие расходов на питание и проживание. Все расходы оплачиваются посредством добровольных пожертвований людей, которые уже прошли курс. И ни Гоенкаджи, ни помощники учителя не получают никакой оплаты за проведение курсов.

В настоящий момент, более чем 1500 курсов проводятся ежегодно по всему миру, более чем в 90 странах, и более чем 100 000 человек принимают участие в курсах каждый год.


Далее: Випассана и Общество.

 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню
Рейтинг@Mail.ru