- in Yoga

Перейти к контенту

Главное меню:

Статьи



Медитация Випассана
и её значимость для мира


Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6




[Этот отрывок взят из статьи С.Н. Гоенки из «Випассана Патрика», 17 сентября 1997 г.]

Будда не учил буддизму. В течение всей своей жизни, он не обратил ни одного человека в буддизм. Кто-то может быть будет удивлен подобным заявлением и не поверит в это, поскольку мы так долго слушали, говорили, читали и писали то, что противоречит данному факту. Но историческая правда заключается в том, что Будда никогда не учил буддизму и не сделал ни одного человека буддистом.

Будда учил Дхамме и старался объяснять людям как вести более добродетельную жизнь. Институт Исследования Випассаны (VRI), расположенный в Дхамма Гири, выпустил CD, в котором содержится все учение Будды и вся относящаяся к этому литература на Пали. Объем этих текстов действительно громаден, он содержит 146 томов, 52 602 страницы и 7 448 248 слов. Удивительно, как новые технические возможности упрощают и ускоряют процесс поиска слов в таком огромном объеме текстов. Можно мгновенно установить куда относится конкретное слово: том, страницу и место, где оно написано. Правда, относительно того, что говорилось выше, была установлена именно таким образом – с помощью использования современных технологий. Во всем учении Будды, а также во всем огромном объеме литературы, связанной с комментариями, комментариями к комментариям и комментариями к комментариям комментариев, слово «буддист» не было использовано ни одного раза по отношению к его учению или его последователям.

Слово, которое использовалось везде, где упоминалось учение Будды – «Дхамма», а не «буддийская Дхамма». И где бы ни встречалось значение слова «Дхамма», везде оно объяснялось как несектантское. Например: саддхамма (истинная Дхамма), арио дхаммо (благородная Дхамма), дхамма санатано (вечная Дхамма) и так далее. Нигде его последователи не назывались «буддисты». Для тех, кто получил пользу следуя по пути, который он показал, использовалось шесть названий: дхамми, дхаммико, дхаммато, дхаммачари, дхаммавихари и дхамманусари.

Не только во времена Будды, но и несколько столетий после жизни Будды, мы не находим нигде в текстах слова «буддист» и «буддизм». Около двух с половиной столетий после Будды, император Ашока, который был одержим властью и устраивал кровопролитные войны, который был горд, что носит имя «Ашока жестокий» вошел в контакт с Дхаммой. Когда он получил пользу от Дхаммы и начал вдохновлять других двигаться по пути Дхаммы, его стали называть «Дхамма Ашока», не «буддист Ашока». И так как он чувствовал огромное влияние практики, он побуждал и других распространять Дхамму, не буддизм. Он отправил не буддизм, а Дхамма-ратана (сокровище Дхаммы) в соседние страны, а также в далекие западные страны, в форме бесценного дара из Индии. И этих посланников, несущих пользу и выполняющих важную историческую миссию для других стран, он назвал Дхаммадутас (посланники Дхаммы), не «посланники буддизма». Ни один эдикт, из тех, что высечены на камнях и колоннах императора Ашоки, которые увидел свет с тех времен, не содержит слово «буддист»; везде использовалось только слово «Дхамма». Дхамма универсальна, она для всех.

Таким образом, император Ашока, который двигался по пути, говорил своим подданным, что люди одной секты никогда не должны критиковать людей другой секты, что они должны любить и уважать друг друга. Это замечательная особенность универсальной Дхаммы. И если эта универсальная Дхамма, это учение Будды становится ограниченным внутри узкого круга людей – это повод для расследования. Появляется исследовательская задача для лингвистов и историков установить – кто и когда впервые начал использовать слова «буддист», «буддизм» и «буддийская философия». Институт Исследования Випассаны также намерен проводить исследования в этой области.

Кто-то может справедливо предположить, что эти слова вошли в обиход после того, как Индия забыла суть истинного учения Будды. Постепенно эта страна потеряла также и всю оригинальную литературу, связанную с Буддой. Но хуже всего то, что была утеряна Випассана – техника, практическая суть его учения. Посредством практики Випассаны все искусственные барьеры: каст, рас, классов и религий были разрушены на благо человечности. Это было прямым доказательством того, что учение Будды универсально. Когда техника Випассаны была потеряна, то и оригинальное учение Будды было потеряно; и это оказалось большой потерей не только для нашей страны, но и для всего человечества в целом.



Учение Будды, которое было предназначено для каждого, превратилось в «буддизм» и стало ограниченным среди тех, кто называл себя «буддистами». Вследствие потери Випассаны, большинство людей забыло универсальную и вечную важность учения Будды по отношению ко всем странам. Пока учение оставалось «Дхаммой», люди не сомневались практиковать его, но как только оно стало «буддизмом», естественным образом, начали распространяться заблуждения: «Это Дхамма для буддистов, не для нас». И то, что Будда называл аппамано дхаммо (безграничная Дхамма) стало ограниченным в пределах организованной религии, стало паманаванто (ограниченной) и, к сожалению, она стала занимать незначительное место среди других религий мира. И по этой причине, люди оставались в заблуждении относительно универсальности той пользы, которую она может принести и, таким образом, были лишены возможности получить эту пользу.

Большая удача, что несколько мудрых людей из соседней страны – Мьянмы смогли сохранить эту универсальную технику Випассаны в ее изначальной чистоте через столетия, от поколения к поколению; и она возродилась вновь. Она вернулась в Индию. А затем, возродилась вновь по всему миру. И за последние три десятилетия, через практику, было доказано, что оригинальное учение Будды не может быть ограничено рамками религии. Оно универсально. Люди всех религий, рас, каст и сообществ мира могут получить пользу от этой техники, и они уже получают эту пользу. Можно сделать предположение, что благодаря распространению Випассаны, борьба, отвращение и неприязнь между людьми различных религий и сообществ закончатся, а взаимные любовь и привязанность возникнут, среди людей этой страны и среди людей во всем мире.

Випассана является очень древней техникой медитации Индии. Любой человек, который становится буддой, достигает просветления заново открывая эту утерянную технику. В ведической литературе, предшествующей жизни Будды, можно найти много хвалебных слов в адрес этой техники. Но это всего лишь слова похвалы. Индия того времени совершенно забыла практический аспект данной техники. И, приложив огромные усилия, Шакьямуни Сиддхаттха Готама открыл заново эту технику. А затем, из чувства великого сострадания к испытывающему страдания человечеству, он начал распространять ее на благо всех. К сожалению, всего лишь через несколько столетий Индия забыла этого исторического Будду и снова потеряла эту древнюю технику Випассаны. Индия потеряла столь полезную технику, технику благодаря которой ее прошлое было весьма процветающим и весь мир приветствовал Индию как Вишва-гуру (Учитель мира).

Эта огромная Ступа (круглое или купольное сооружение, обычно, хранящее в себе священные реликты) будет маяком, ярким доказательством того древнего процветания и престижа Индии. Она снова сможет осветить древнюю, вечную и универсальную традицию Дхаммы на благо всего мира. Эта золотая Ступа будет вестником того, что снова наступило золотое время для Индии; время, когда Индия была не только духовным лидером, но и лидером в области материального процветания. Эта Ступа, уходящая в небеса своим возвышенным шпилем, призовет не только людей Индии, но и людей всего мира и провозгласит универсальную пользу учения Татхагаты (Будды) своим звучным голосом.

Ее выставочная галерея, дающая представление о важных событиях в жизни и учении Будды, с традиционными скульптурами и картинами, при использовании современных технологий (таких как специальное освещение, аудио- и видео- устройства), поможет устранить все неверные представления, которые распространились о Будде. Посетители придут, чтобы узнать, что Шакьямуни Готама Будда не был богом, или одной из реинкарнаций бога, или пророком какого-либо бога. Его достижение просветления не было связано с божьей благодатью. Развитие его парамитас (важных ментальных качеств, которые помогают растворить Эго и таким образом достичь освобождения) связано с тем, что он прикладывал огромные усилия на протяжении бесчисленных жизней. Он достиг наивысшего просветления в своей последней жизни и благодаря этому его называли Саммасамбудда – тот, кто стал буддой благодаря собственным усилиям. Он не был вымышленным персонажем, а был реально существовавшим человеком.



Его называли сверхчеловеком из-за того, что он достиг наивысшей стадии, которая может быть достигнута человеком. А затем, исполненный бесконечного сострадания, он продолжал обучать технике Випассаны страдающее человечество всю свою жизнь, ради того, чтобы люди избавились от всех страданий. И это его качество называли – Совершенное Сострадание Будды. Поскольку он полностью искоренил влечение, отвращение и неведение, его называли, также, Бхагава. А поскольку он открыл закон Каммы (действия) и обучал ему, также обучал последствиям этого закона действия, на основе своего прямого переживания, его называли Истинно Верующим. Поскольку, в то время в Индии, именно это было определением истинной веры.

Если людям откроется настоящая природа жизни Будды, тогда неверные толкования относительно него будут устранены. И вместо слепой веры в божественную благодать и чудеса, люди смогут оценить важность человеческих усилий и решительности. Множество историй связано с происшествиями из достаточно продолжительной жизни Шакьямуни Готамы Будды. Однако, пространство выставочных залов, конечно же, ограничено. Поэтому невозможно показать все случаи из жизни Будды, но тем не менее, выставка наглядно демонстрирует тот факт, что Будда не создавал никакой религиозной секты. Он никогда не имел намерения обращать людей в какую-либо религию и ограничивать их рамками этой религии. С бесконечным состраданием ко всем, он обучал чистой Дхамме, только с одной целью «Бахуджана хитайя бахуджана сукхайя» (на благо многих, для счастья многих), а не для блага какого-то одного человека или какой-то религиозной секты. И тех, кого он обучил Дхамме в совершенстве, он посылал обучать других. И он отправлял их обучать других, только после того как они утвердились в понимании благородного устремления «Бахуджана хитайя бахуджана сукхайя локанукампайя» (на благо многих, для счастья многих, из чувства сострадания ко всему миру). И вместо того, чтобы устанавливать религиозную секту, он вновь установил древнюю истину вечной Дхаммы в ее первоначальной чистоте.

Как бесконечно сострадательный и умелый врач, он прикладывал душевные усилия, чтобы удалить уродливое, гноящееся и болезненное воспаление на прекрасном и здоровом теле чистой Дхаммы. Он предпринял успешные усилия, чтобы остановить жестокие ритуалы принесения в жертву невинных животных от имени Дхаммы. Он искоренял систему классовости и унижающий институт каст, который возник из нее. Систему, которая игнорировала способности человека и была основана исключительно на его рождении. Он приложил огромные усилия, чтобы установить чистоту Дхаммы, основанную на действии. Наивные люди были погружены в слепые верования, которые утверждали, что очищение ума и освобождение от цикла перерождений возможно достичь благодаря бессмысленным ритуалам. С безграничной Меттой и состраданием, Татхагата прикладывал огромные усилия, чтобы направить этих сбитых с толку людей на путь Дхаммы, путь шилы (морали), самади (контроля ума) и панньи (мудрости).

Он учил тому, как интегрировать чистую Дхамму в жизнь через практику Випассаны. Учил заблуждавшихся людей, которые привыкли к чтению и повторению своих текстов, делать правильные выводы и отказываться от философских убеждений, чтобы достичь объективного понимания в своей жизни. Многие люди пребывали в большой иллюзии, что, если они будут молиться и просить, восхваляя некую воображаемую невидимую силу, тогда эта сила будет довольна и освободит их от всех страданий. Будда объяснял им важность истинной вечной Дхаммы, основанной на законе Природы. Законе, который гласит, что мы пожинаем плоды точно в зависимости от действий, которые мы совершили. И обучал полезной технике, которая позволяла улучшить физические, речевые и ментальные действия.

И с помощью именно этой техники – Випассаны, Будда достиг состояния полного освобождения от циклов перерождения и стал Саммасамбуддой. Открыв эту технику, он культивировал силы Дхаммы в безграничном терпении, смелости, уравновешенности, сострадании и метте. И благодаря этим качествам, он мог встретиться лицом к лицу со многими неприятными ситуациями сохраняя равновесие ума. Отблески этих вдохновляющих историй из его жизни будут представлены в выставочном зале, чтобы люди могли наполниться энтузиазмом чистой Дхаммы. Отблески вдохновляющих исторических фактов, связанных с бесчисленным количеством людей, которые стали бесстрашными, освободились от враждебности и достигли состояния полного освобождения от цикла рождения и смерти, во время жизни Будды, также будут представлены на этой выставке.

Наиболее важная вещь относительно Пагоды Мировой Випассаны – это то, что священные реликты физического тела Будды будут храниться внутри нее. До Второй мировой войны, департамент археологии Британского правительства обнаружил реликты Будды в руинах древнеиндийских Ступ. Они привезли их в Лондон и поместили в музей. Но музей не является подходящим местом, чтобы хранить священные реликты Будды. В последнее бдение ночи полнолуния месяца Висакхи, Махапариниббаны Будды, отвечая на вопрос Ананды, Будда дал ясные инструкции о том, что реликты его тела должны храниться в Ступе в месте доступном людям в какой-либо столице, чтобы преданные ему могли выразить свое почтение реликтам и извлечь из этого пользу. Те же, кто является медитаторами, получили инструкции медитировать в этом месте.

Ранее, Будда объяснил, также достаточно ясно, что истинное почитание Татхагаты – это сесть со скрещенными ногами, прямой спиной и усердно практиковать медитацию Випассана. Чтобы выполнить данные Буддой инструкции, каждый из правителей восьми княжеств Северной Индии того времени захотели установить эти реликты в своей собственной столице, и они начали ссориться между собой. Все они понимали, что где бы ни были установлены реликты, слава этого города увеличится многократно. И именно Ступа с реликтами станет местом паломничества. Много преданных людей будет приходить для паломничества из отдаленных мест. И это не только принесет пользу данному княжеству, но и разнесет славу о нем в далекие страны. Таким образом, каждый из них хотел поместить шкатулку с реликтами в Ступе своей столицы. Мудрый брамин по имени Дона, увидев, что ссора между правителями усиливается, нашел решение, разделив эти реликты на восемь частей. И тогда, согласно инструкциям Будды, восемь величественных Ступ, хранящих реликты, были построены в восьми столицах. На века они стали местами паломничества преданных последователей и вдохновляли людей следовать по пути Дхаммы. И было очевидно, что музей не является подходящим местом, для того, чтобы выставлять эти реликты.

Мирный, но достаточно жесткий протест был направлен в Британское правительство из Шри-Ланки относительно этой ситуации. Британское правительство отреагировало достаточно быстро на данный протест, осознав недостаток своего понимания, что чувства преданных последователей были ранены не только на Шри-Ланке, но и во всем мире. Таким образом, они убрали реликты из музея и приняли мудрое решение вернуть их в Индию. Священные реликты Будды были возвращены в Индию после Второй мировой войны. При поддержке правительства независимой Индии, они были установлены со всеми почестями в храмах Будды, построенных обществом Махабодхи. Общество Махабодхи было столь благосклонно, что предоставило часть этих священных реликтов, чтобы установить их в Пагоде Мировой Випассаны, что будет является важным историческим событием торжественной церемонии посвящения земли для Глобал Пагоды, которое произойдет 26 октября 1997 г. И поскольку здесь будут храниться эти священные реликты, Глобал Пагода станет священным местом для паломничества миллионов преданных последователей.

Обычно, подобные Пагоды являются массивными конструкциями. Но благодаря последним современным технологиям в архитектуре, вместо здания массивной Пагоды, будет построен огромный зал медитации внутри, а в центре него будут размещены священные реликты. Таким образом, тысячи медитаторов смогут сидеть рядом с ними, медитировать вместе и получать пользу от этих Дхамма вибраций. Уже сейчас в Мумбаи существуют тысячи медитаторов Випассаны. Это количество увеличивается день ото дня и будет увеличиваться в будущем. И поэтому, этот огромный зал медитации Випассаны будет очень полезен и будет давать большое вдохновение тем, кто придет в него для групповых медитаций. И очевидно, что слава Мумбаи будет увеличиваться благодаря тому, что есть Глобал Пагода, а также польза от этой Дхамма-Ступы будет увеличиваться в таком густонаселенном городе как Мумбаи.

Еще один вопрос, который возникает, почему эта Пагода будет построена в бирманском архитектурном стиле, а не в индийском? И все должны понимать причину. В чистой древней традиции Индии существуют два краеугольных камня для определения прогресса на пути Дхаммы. Первое – это пуббакари, что означает служить другим бескорыстно и без ожидания получить что-то взамен. А второе – это катану катаведи, что означает испытывать большую благодарность. В действительности, каждый, кто получил какую-либо обыкновенную пользу, должен испытывать благодарность к тому, от кого он ее получил.



Но мы получили эту бесценную технику Випассаны, которая была утеряна две тысячи лет назад, из Мьянмы (Бирмы), где она сохранилась в своей изначальной чистоте. И именно по этой причине, мы получили технику в чистом виде. Двадцать-двадцать пять столетий назад, когда эта техника пришла туда из другой страны, они выразили свою благодарность Индии с помощью того, что построили Ступы в индийском архитектурном стиле. И когда преданные люди смотрели на эти Ступы, они испытывали благодарность к Индии. Столетия спустя, оригинальный индийский стиль оказался под влиянием местной архитектуры и Ступы изменили свои характерные черты. Сегодня, мы получили данную технику из Мьянмы. И это наш долг выразить благодарность по отношению к Мьянме.

Столетия спустя, люди этой страны, те, кто будет видеть Глобал Пагоду, будут с благодарностью вспоминать доброту Мьянмы. А с появлением чувства благодарности, их намерение двигаться по пути Дхаммы будет становиться сильнее. И поэтому, то обстоятельство, что Глобал Пагода повторяет конструкцию Пагоды Шведагон в Янгоне (Рангуне) несет большой смысл. Благодаря этому люди Индии будут становиться более счастливыми и более мирными.

Далее: Конструкция Пагоды Мировой Випассаны

 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню
Рейтинг@Mail.ru