- in Yoga

Перейти к контенту

Главное меню:

Статьи



Медитация Випассана
и её значимость для мира


Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6


Южная Азия

Индия



У распространения Випассаны в Индии интересная история. Учитель Гоенкаджи – Саяджи У Ба Кин, искренне хотел вернуть Индии долг Бирмы, посредством возвращения техники медитации Випассана на ее родную землю. Но обстоятельства сложились таким образом, что он не смог сам поехать в Индию и обучать технике Випассаны, однако его ученик Гоенкаджи, которого Саяджи подготовил для того, чтобы обучать Випассане других, получил такую возможность. В 1960-х годах Бирманское правительство не выдавало паспорта своим жителям для путешествий заграницу, но когда Гоенкаджи захотел поехать в Индию, чтобы навестить свою больную мать, правительство с состраданием выдало ему паспорт. И Саяджи У Ба Кин увидел в этом прекрасную возможность вернуть сокровище Дхаммы в Индию. Гоенкаджи покорно принял на себя эту ответственность, понимая хорошо, что таким образом он возвращает свой долг учителю. К счастью, правительство Индии выдало Гоенкаджи визу для въезда в Индию.

Гоенкаджи вспоминает первоначальные трудности, с которыми ему пришлось столкнуться. Всего несколько человек знало его в Индии и несколько человек были знакомы ему. Члены его семьи, на которых он мог бы положиться для организации курсов, практиковали медитацию, которая противоречила Випассане. Но когда он приехал в Индию, он получил неожиданную поддержку от них. Это был очень благоприятный знак.


Другой замечательной трудностью, с которой ему пришлось столкнуться, были индийские люди, которые в целом не принимали учения Будды. Считая его пессимистичным, отрицающим существование души и Бога-создателя. Гоенкаджи нашел способ устранения этого неправильного понимания. Вместо того, чтобы читать лекции об учении Будды, он ограничился только практическим аспектом Дхаммы Будды, обучая тому, чему он научился у своего учителя. И точно так, как его собственные заблуждения относительно учения Будды растворились, благодаря практике Дхаммы, заблуждения многих индийских людей были устранены. Как только люди понимали, что все, что от них требуется, это практика шилы
, самади и пання, они больше ничего не имели против этой техники медитации. Кроме того, многие из них переживали мир и счастье спустя всего несколько курсов. Эти люди делились своими переживаниями с другими людьми, и таким образом, из уст в уста, распространилось мнение о ценности Випассаны.

Естественно, что в начале, всего лишь несколько человек принимало участие в курсах. На первом курсе, который проводился в Панчайативади, Мумбаи в 1969 г., было всего четырнадцать медитаторов. Во втором курсе, проведенном в том же году в Агарвал Бхаван, Ченнай, принимало участие пятнадцать человек. Но постепенно количество участников начало возрастать.


Также, в самом начале, были сложности с организацией курсов. Те, кто хотел организовывать курсы, должны были утроить проживание участников, питание и прочие необходимые условия. И люди, которые получили пользу от практики Випассаны, искренне хотели, чтобы и другие имели возможность попробовать технику и получить от нее пользу. Они  работали от всего сердца. И продолжая повторять свои попытки, добились успеха в этом. Гоенкаджи вспоминает: «Эти люди не получали никакого материального вознаграждения от своей работы, они ничего не ожидали, ни признания, ни славы. Они работали только потому, что получили пользу от этой замечательной техники и хотели, чтобы все больше и больше людей, также, получили пользу».


Некоторые из этих бескорыстных служащих Дхаммы решили учредить центры Випассаны в Игатпури, Хидерабаде и Джайпуре в честь выдающегося Саяджи У Ба Кина, который обучил Гоенкаджи как преподавать эту прекрасную технику медитации. Они использовали все возможности для создания центров, где курсы Випассаны могли бы проводиться постоянно.



И то, что дало возможность Випассане распространяться легко и беспрепятственно, это факт отсутствия сомнений, у людей различных религий, относительно организации и проведения курсов в местах их поклонения. Не только буддисты, но также и джайны, индуисты, мусульмане и христиане были столь великодушны, что предоставили места своего поклонения для проведения курсов Випассаны. Гоенкаджи говорил: «наиболее примечательно было то, что их кругозор позволил им приостановить все ритуалы, молитвы и рецитации, в месте их поклонения, на период проведения курса, чтобы избежать любого конфликта или вмешательства в обучение Випассане». Хотя престиж и эго религиозных лидеров не позволяли им придти и обучиться Випассане у мирянина, многие буддийские бхикку и бхиккуни, джайнские монахи и монахини, христианские священники и индуистские саньясины, все приходили, чтобы научиться технике медитации Випассана, и не беспокоились о том, что им пришлось приостановить их ежедневные религиозные церемонии. Это был долгий путь распространения Випассаны в Индии.

Ещё одним важным фактором и большим вкладом для распространения Випассаны, в те далекие дни, было неустанное стремление Гоенкаджи путешествовать по всей Индии, вдоль и поперек, чтобы познакомить людей с техникой. Они не знали совершенно ничего относительно Випассаны. Они даже не были знакомы со словом Випассана и с его значением, и, конечно же, не знали как практиковать. Было всего несколько людей, которые испытывали жажду по мирной и ненапряженной жизни, и кто был искренне заинтересован в том, чтобы найти путь к такой жизни, но они не знали этого пути. Но было, также, множество других, кто даже не знал, что испытывает жажду. Гоенкаджи пришел к ним и рассказал им о Випассане, как Ганга приходит к жаждущим, чтобы утолить их жажду. Это имело удивительный эффект. Медленно, но неизменно Випассана начала распространяться и люди приходили, чтобы научиться, передавая молву о ней из уст в уста. Гоенкаджи никогда не верил в то, что Випассане нужна реклама, такая, какую используют в бизнесе, чтобы продавать вещи.


Вначале, два центра Випассаны были учреждены почти одновременно: один в Хидерабаде (где курсы начались раньше) и другой в Игатпури. Затем был учрежден центр в Джайпуре, следующим был центр в Катче. Таким образом, были учреждено множество центров, один за другим, и в настоящее время в Индии около 85 – 88 центров, которые обеспечивают всё необходимое для тех, кто стремится вести чистую и мирную жизнь.




Техника медитации Випассана была открыта Буддой. Но со временем люди Индии совсем забыли её и эта драгоценность была утеряна данной страной. Однако, она была сохранена в своей изначальной чистоте в Мьянме (Бирме).

Дхармическое стремление Гоенкаджи вернуло ее обратно в Индию. Он познакомил с техникой большое количество людей, тех, кто участвовал в курсах, которые он проводил. Начиная с июля 1969 г. и по февраль 1998 г., только он один провел более чем 425 курсов. Сейчас курсы Випассаны проводятся регулярно, и Дхамма становится сильнее и сильнее. Гоенкаджи назначил ассистентов учителя, которые обучают Випассане в разных центрах страны.



Шри-Ланка

Примерно каждые два года, с 1980 по 1990 гг., Гоенкаджи посещал Шри-Ланку и проводил несколько курсов там. Это привело к учреждению Дхамма Куты – центра медитации Випассана в центральной провинции Канди в 1991 г. И кроме 10-дневных курсов, каждый год стали проводиться 20-дневные, 30-дневные и 45-дневные курсы.


Второй центр Випассаны, в традиции Саяджи У Ба Кина как её преподает Шри С.Н. Гоенка, расположен в провинции Коломбо, Косгама, на дороге Коломбо-Ратнапура. Первый курс был проведен в марте 2007 г. и с этого времени 10-дневные курсы проводятся здесь регулярно.



Дхамма Анурадха – ещё один центр медитации Випассана, расположен на окраине исторически-значимого города Анурадхапура, который около 1300 лет являлся религиозным и политическим центром Шри-Ланки. Центр Випассаны находится в красивом уединенном месте между двумя древними озерами. Дхамма-холл вмещает 100 студентов, а индивидуальное размещение возможно для 60 студентов. Курсы проводятся, здесь, начиная с декабря 2010 г.

С 2010 г., 10-дневные курсы проводятся также в реабилитационных центрах в различных провинциях Шри-Ланки. Большинство людей, проходящих реабилитацию, в прошлом были членами группировки «Тамильские тигры».



Непал

Дхаммашринга был первым центром медитации Випассана в Непале и был учрежден в 1981 г. В те начальные годы распространения Випассаны в Индии и Непале, много лет подряд, Гоенкаджи, регулярно приезжал и проводил курсы в Дхаммашринге. Центр медитации находится в Муханпокхари, Будханиликантха, Катманду и представляет собой спокойное место, окруженное с двух сторон горами – живой природой священной горы Шивапури. В ясный день, можно увидеть захватывающий вид на долину Катманду.


Дхаммашринга прошла через многие стадии развития и было возведено множество строений. В настоящее время центр разделен на две части. 10-дневные курсы проводятся в главной части центра, которая способна вместить около 250 студентов. Именно там проводятся по два курса каждый месяц: первый с 1 по 12 число месяца и второй с 14 по 25 число месяца, исключая периоды фестивалей. В другой части центра, которая располагает отдельным медитационным залом, комнатами (на 40 студентов), и столовой, проводятся курсы для старых студентов: Сатипатана, 20-дневные курсы, 30-дневные курсы и 45-дневные курсы, а также курсы для руководителей. В полнолуние месяца Висакка более чем 600 студентов приезжают, чтобы принять участие в 1-дневном курсе.


В настоящее время, функционируют семь центром медитации Випассана в Непале: Дхаммашринга – Канманду; Дхамма Джанини – Лумбини; Дхамма Покхара – Покхара; Дхамма Тараи – Биргандж; Дхамма Читавана – Читван; Дхамма Бирата – Итахари, Биратнагар и Дхамма Китти – Киртипур.



Далее: Восточная и Юго-Восточная Азия

 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню
Рейтинг@Mail.ru