- in Yoga

Перейти к контенту

Главное меню:

Статьи



Медитация Випассана
и её значимость для мира


Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6




Эффективный инструмент для перемен и реформ, Випассана – древняя индийская техника медитации является сущностью того, чему учил Будда.

В далеком прошлом, в III веке до н.э., великий император Индии Ашока использовал Випассану как инструмент реформирования, в управлении его огромной Империей. Его действия в ведении дел и руководстве отражали благочестие, любовь, великодушие, высокий уровень морали и этического поведения в его личной и общественной жизни. Он организовал эффективную систему управления, гуманную и восприимчивую к благополучию людей, систему, не имеющую себе равных в человеческой истории.

Записи, сделанные во времена его правления,
были высечены на камнях в разных частях его Империи, на главных дорогах и холмах, в пещерах и публичных местах, эти записи запечатлели благородные чувства человека, который любил свой народ как своих собственных детей, уважал все секты и религиозные верования того времени; человека, который установил доверительные отношения с соседними странами, во имя мира и согласия.




В одном из своих самых знаменитых указов, высеченном на Делийском Столбе, Ашока дает всеобъемлющее описание эталонов, которыми он пользовался в течение своего правления. Надпись, и то, что она раскрывает, ставит Ашоку лицом к лицу с его народом. В ней, он говорит, что многие короли и правители, также как и он, лелеяли мечту о благосостоянии своего народа, но, несмотря на это, они потерпели неудачу, тогда как он добился успеха. Ашока объяснил, в указе, что использовал Нируджхати, другое объяснение – внутренняя медитация, самонаблюдение и созерцание – Випассана. И далее он говорит, этот факт, это открытие должно быть запечатлено на камнях и колоннах, чтобы это послание сохранялось пока Солнце и Луна продолжают светить!

Эффективное использование Випассаны достигло своей цели, и правительство стало заботиться о благосостоянии своего народа, об этом красноречиво гласит надпись Ашоки.

В период, после правления Ашоки, распространение Випассаны продолжалось в течение нескольких столетий, о чем наглядно свидетельствовали рассказы китайских странников. Они говорили, с уважением, о культуре и цивилизации людей и о том, как они живут в мире, процветании и гармонии.

______________________________________________________________________________

Моя жизнь разделилась на две части. Одна часть до прохождения курса Випассаны и другая – после него. Способность быть осознанной и пробужденной во всем, что я делаю и во всем, что происходит вокруг меня – это то, что осталось со мной из курса Випассаны, и проявляется в каждый момент моей жизни. Эта способность становится острее со временем. Я благодарю Гуруджи, за возможность создания центра Випассаны в 1994 г., в стенах тюрьмы «Тихар». С этого времени, курсы здесь идут непрерывно. Эти курсы дали возможность изменить себя тысячам людей от прошлых преступлений к лучшему.
С поклоном, Киран.

Киран Беди, Общественный деятель, Бывший офицер полиции-женщина высшего ранга

______________________________________________________________________________

С помощью практики медитации Випассана, я обрел истинное богатство внутреннего мира и мудрости, которые всегда остаются со мной.

Доктор Прем Сингх Мина, Старший сотрудник МСФО Правительства Индии

______________________________________________________________________________

Специальный отпуск (даваемый Государственным служащим Махараштры) для прохождения Випассаны окупается сполна. Офицеры согласны с тем, что после курса улучшается их концентрация и физическое состояние, что, в итоге, помогает им эффективно выполнять свои обязанности.

Ратнакар Гайквад, МСФО, Главный Секретарь, Правительства Махараштры

______________________________________________________________________________


В недавнем прошлом, Саяджи У Ба Кин (1898 – 1871) был наиболее выдающимся учителем Випассаны. Как министр финансов Мьянмы, он внедрил реформы, имеющие большие перспективы, в министерство, которое было под его управлением. Таким образом, он добился искоренения коррупции, повысил эффективность работы, увеличил скорость принятия решений, создал гармонию и хорошие взаимоотношения между коллегами. Он говорил: «Плоды медитации неисчислимы, те, кто использует медитацию с правильным намерением, непременно добьются успеха. Развивая чистоту и силу ума, возвращаясь к своей Истинной Природе, один человек может сделать так много, двигаясь в правильном направлении, для пользы всего человечества… Так много пользы приносит успешно пройденный курс для личности, неважно будь то религиозный человек, или управляющий, или политик, или бизнесмен, или студент».

Саяджи У Ба Кин отстаивал своё мнение, что медитация способна помочь в  «создании хранилища спокойной и сбалансированной энергии, которую можно будет использовать для построения государства всеобщего благосостояния и как защиту против коррупции в общественной жизни». Он ярко продемонстрировал это на своём благородном примере.

Саяджи У Ба Кин глубоко верил в то, что Випассана должна вернуться в Индию, страну в которой она родилась. Он возложил эту миссию на Шри С.Н. Гоенку, его прославленного ученика. Гоенкаджи приехал в Индию в 1969 г., и в июле этого же года провел свой первый курс Випассаны, приведя  Колесо Дхаммы снова в действие.

Правительство Раджастана приняло новаторское решение использовать Випассану как инструмент реформ в правительственных организациях. И первым шагом в этом направлении было приглашение Гоенкаджи провести курс Випассаны в Центральной тюрьме Джайпура, в 1975 году, для заключенных, отбывающих наказание за ужасные преступления и двух сотрудников тюрьмы. Курс принес прекрасные плоды. Заключенные чувствовали раскаяние в своих преступлениях и большое облегчение от снятого напряжения, что значительно улучшило их поведение. Сотрудники тюрьмы, которые участвовали в курсе, развили большее понимание своих обязанностей и своей ответственности.

Успех курса привел к тому, что подобный курс организовали в Полицейской Академии Раджастана, в 1976 г., в нем участвовали полицейские различных званий и чинов. Курс оказал глубокое воздействие на поведение участников, они развили более ясное восприятие своего места и своих функций, и лучше осознали свои обязанности по отношению к обществу. Затем последовал второй курс в Центральной тюрьме Джайпура, проведенный Гоенкаджи с тем же прекрасным результатом.

В течение того же периода, некоторые старшие офицеры Министерства Внутренних  дел в Правительстве Раджастана, которые уже прошли курс Випассаны, стали сторонниками проведения внутренних реформ в Министерстве. Эти реформы привели к сокращению бумажной работы, более быстрому принятию решений, разбору незаконченной работы, накопленной за годы и улучшению взаимоотношений между офицерами. Все отделы, которые находились под управлением Министерства Внутренних дел, были преобразованы и модернизированы, результатом чего, явилось улучшение эффективности работы, экономное функционирование и внедрение доверия и гармонии.

Последовав за хорошим примером Раджастана, курсы Випассаны были организованы, с успешными результатами, в Центральной тюрьме Ахмедабада и в Центральной тюрьме Вадодара, штат Гуджарат. В 1993 г., первый курс Випассаны был проведен в Центральной тюрьме «Тихар», Нью-Дели, одной из самых больших тюрем Азии, за ним последовало еще четыре курса, а затем в 1994 г. был проведен гигантский курс, в котором участвовало более тысячи заключенных. Этот курс был проведен лично С.Н. Гоенкой, что оказало огромное влияние на заключенных тюрьмы, и явилось уникальным событием в истории тюрьмы. В Центральной тюрьме «Тихар», сейчас, существует полноценный центр медитации Випассаны, работающий специально для заключенных, в котором регулярно проводятся курсы. Курсы, которые изменяют атмосферу тюрьмы и способствуют человеческому развитию. Правительство Индии рекомендует правительствам своих штатов рассмотреть внедрение Випассаны в тюрьмы как способ реформ.

Правительство Махараштры достигло большого успеха по внедрению Випассаны во всех тюрьмах штата. Регулярный центр медитации был учрежден в Центральной тюрьме «Насик», подобной тюрьме «Тихар». Таким же образом, были организованы курсы Випассаны в центральных тюрьмах штатов Харьяна, Бихар, Андхра-Прадеш и Карнатака.

Правительство Махараштры, также, приняло решение поддерживать высокопоставленных чиновников в получении пользы от курсов Випассаны, предоставляя им дополнительный отпуск и оплачивая дорожные расходы.

Правительство Мадхья-Прадеш приняло решение, что весь состав полиции, всех должностей и чинов, принадлежащих штату должны пройти курс медитации Випассаны, включая персонал полицейских участков города Джайпур. Важным политическим решением Правительства было включение регулярных курсов медитации в программу Государственного Института Управления, Полицейской Академии Раджастана и других институтов.

Сегодня, Випассана практикуется служащими всех уровней Индийской администрации, включая высокопоставленных чиновников, судей, армейских и полицейских чиновников, тюремных служащих, лесных инспекторов, бухгалтеров, а также включая докторов и ученых, исполнительную и управленческую власть, инженеров и профессоров. Большое исследование, проведенное в 2001 – 2002 гг. (Пархар/«Исследовательский Институт Випассаны» 2004), показало, что 98% участников опроса считают, что успех в их личной и профессиональной жизни проистекает из участия в курсе Випассаны. Более того, 95% говорит, что Випассана сыграла главную роль в улучшении работы Государственного Управления. Таким образом, уровень хорошего самочувствия медитаторов значительно выше, а профессиональный стресс значительно ниже, чем у людей, которые не практикуют медитацию, и также было замечено, что увеличивается их эффективность и продуктивность. И в завершение, можно сказать, что практика Випассаны  приводит к более гармоничным отношениям между коллегами, начальниками и подчиненными.

Это короткий отчет истории Випассаны в Правительстве. В настоящее время, Правительство оказывает всепроникающее воздействие на общество. Характер и качество работы правительства проявляются через людей, которые стоят во главе правительства и контролируют правительство. Этих людей нужно тренировать быть человечными, ответственными и очень честными. Эти качества не могут возникнуть только лишь от передачи мастерства в управлении. Отношение должно быть изменено – это вечная проблема человечества. Випассана способна изменить привычные стереотипы.

В настоящее время, Випассана доступна каждому, благодаря благородным усилиям Шри С.Н. Гоенки, основателя движения Випассаны в Индии и по всему миру. Эффективность Випассаны проверена прошлым и настоящим.

Используя Випассану, как целостную часть системы обучения, мы можем быть уверенны в создании хорошего Правительства и в благородных устремлениях каждого гражданина. Випассана – это наиболее эффективный источник человеческого развития, бесценное наследие Индии.


Далее: Випассана и Бизнесс – Курсы для Руководителей

 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню
Рейтинг@Mail.ru