- in Yoga

Перейти к контенту

Главное меню:

Статьи



Медитация Випассана
и её значимость для мира


Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6




От джунглей острова Ява до покрытых снегом гор Афганистана и Тихого океана, весь Азиатский ландшафт покрыт памятниками архитектуры, которые являются молчаливыми свидетелями величия учения Будды. Монументальные сооружения из камня и воздушные башни из дерева; скалы, оголенные непогодой и золото, инкрустированное драгоценностями; скромные постройки из камней и высокие шпили – все они различными способами оказывают почтение Дхамме. В некоторых местах они называются Ступами, в других – Пагодами. На языке Пали термин «четия» или «тхупа» традиционно означает холм, сооруженный в честь великого человека, араханта или мирового монарха.

Обычай возводить подобные памятники берет свое начало в древнеиндийские времена. В Махапариниббана-сутте, лекции записанной в последние дни жизни Будды, мы можем прочитать инструкции, которые дает Будда относительно его реликтов. Перечень этих инструкций также существует в Китайской Агаме (Тайшо Трипитака). Священные реликты Будды были помещены в подходящие для этого монументы, которые называются – дхатугаббха («лоно реликтов»). Это слово перешло в термин «дагоба» на Шри-Ланке. И затем этот термин стал ошибочно произноситься как «Пагода» людьми, приезжающими с Запада, что впоследствии закрепилось как название для подобных сооружений.



Махапариниббана-сутта говорит нам также о том, что десять Ступ было построено для размещения реликтов Будды. Одна из них стоит до сих пор в Кушинагаре, в настоящее время штат Индии – Уттар-Прадеш, отмечая то место, где было кремировано тело Будды.  Это огромный холм неровной формы, созданный руками человека и окруженный буйной растительностью. Он доминирует в окружающем пространстве и впечатляет строгой простотой.

Ступы вскоре становятся местом паломничества, куда последователи Дхаммы могут прийти, чтобы выразить свою признательность Великому Учителю. Махапариниббана-сутта говорит: «Если кто-то принесет в это место венок или благовония с сердцем, наполненным преданностью, такой человек получит пользу и счастье». В умах людей, Будда очень тесно идентифицируется с памятниками, посвященными ему. До такой степени, что раннее буддийское искусство зачастую использует образ ступы представляя при этом Будду, а другие более реалистичные изображения Будды, в то время, не были приняты.

Проходили поколения и учение распространялось дальше, еще больше памятников было возведено в честь Будды и его ведущих учеников. Традиционно считается, что император Ашока построил 84 000 Ступ по всей своей империи, каждая из которых содержит реликт, взятый из десяти изначальных мест. Археологические доказательства подтверждают наличие этих обширных построек, которые были произведены во времена императора Ашоки, через 200 лет после Будды.

Из Пагод, построенных Ашокой, лучше всего сохранилась Ступа в Санчи, в Центральной Индии, штате Мадхья-Прадеш. Оригинальное строение было меньше и проще, чем то, что мы видим сейчас: искусно вырезанные ворота и ограда были добавлены позже. Ступа представляет собой массивную насыпь булыжников, покрытую камнями, стоящую на низком холме.



В книге «Жизнь Шарипутры» Ньянапоника Тхера описывает, как знаменитый археолог Александр Каннингем нашел реликты двух главных учеников Будды:
«Погружаясь в колонну в центре Ступы… Каннингем натолкнулся на большую каменную плиту, длинной более пяти футов, лежащую в направлении с севера на юг. Под этой плитой было две коробки серого песчаника, каждая с небольшой надписью на иероглифах Брами (древнеиндийский шрифт) на крышке. Коробка, которая была расположена с южной стороны имела надпись Шарипутрасса, «(реликты) Шарипутры», в то время как северная имела надпись Маха Могаланасса, «(реликты) Маха Могаланы». Шкатулки, которые можно было определить, как содержащие реликты самого Будды, были найдены на территории древнего города Пурушапура в Пипрахве на территории современного штата Уттар-Прадеш, где расположены редкие Ступы еще до времен Ашоки, а также в Пешаваре на территории Пакистана. Некоторые из этих священных реликтов находятся в Сарнатхе, где Будда начал учить; другие были отправлены в Мьянму (Бирму) и хранятся в храме в Мандалае. Не все ранние конструкции, будучи внушительными насыпями, использовались исключительно в целях поклонения. Во многих местах строили сооружения или иногда вырывали пещеры с небольшими нишами для медитации. Их называли «четия-холл». В некоторых случаях маленькая Ступа стояла внутри такого холла как центральный элемент. В других случаях – в большей степени это можно увидеть на развалинах в Байрате в Раджастхане – сам холл имел круглую форму Ступы, по внешней окружности которой располагались кельи.

По мере распространения Дхаммы за пределы Индии, практика строительства Ступ распространялась вслед за ней. Ранние примеры этого можно увидеть в Анурадхапуре на Шри-Ланке и в Боробудуре в Индонезии (в провинции Центральная Ява), где Ступа венчает массивное строение храма. Но самая большая – это Пагода Шведагон в Янгоне, Мьянме. Легенда гласит, что это была первая Ступа построенная в честь Будды и хранящая его волос, который он дал двум бирманским торговцам, когда они выразили ему свое почтение, вскоре после того, как он достиг просветления.

Оригинальная конструкция Шведагона была около шестидесяти пяти футов или двадцати метров в высоту. По прошествии времени, она разрушалась несколько раз по причине землетрясений и каждый раз строилась заново, увеличиваясь в размерах. Со временем, ее форма от более сферической, такой как памятники в Санчи, перешла к более грациозной форме золотого колокола, типичной для Пагод современной Мьянмы. К концу XVIII века, она достигла своей настоящей высоты; на вершине Пагоды расположен шпиль с золотым зонтом, на котором находятся многочисленные колокольчики, звенящие на ветру. Большой бриллиант на самой верхушке Пагоды олицетворяет собой драгоценность Дхаммы – «просветление».
Хотя Пагода Шведагон самая большая и знаменитая, но она является только одной из бесчисленных Ступ Мьянмы, страны, которую называют – Земля Золотых Пагод. Почти в каждой деревне есть Ступа, хотя она может быть скромных размеров и всего лишь выкрашена побелкой вместо позолоты.

В начале 1950-х Саяджи У Ба Кин использовал идею Пагоды при создании своего центра медитации в Рангуне. Но при этом, он привнес большие изменения; Гоенка-джи объясняет: «Традиционная Пагода в Мьянме – это массивное сооружение, которое используется последователями, чтобы отдать дань уважения и принести подношения. Но Саяджи не стал использовать подобную конструкцию в своем центре. Его идея заключалась в том, чтобы построить полую Пагоду, с кельями для медитации. И несмотря на некоторые возражения традиционных буддистов, он сделал именно так».



В центре Саяджи, стоящем на холме, большая Пагода формирует грациозный купол над центральной комнатой медитации учителя. Вокруг этой комнаты расположены восемь комнат меньшего размера для студентов, каждая из которых соединяется с центральной комнатой с помощью двери и с Пагодой с помощью крыши. На нижнем уровне расположен еще один полукруг из двадцати шести келий, согласно естественному изгибу холма.

Несмотря на то, что полая Пагода Саяджи, окруженная кельями не является общепринятой для современной Мьянмы и создает новую концепцию, в отличие от «четия-холла» в Байрате и Пагод в других местах, которые были построены во времена, когда учение было в своей наивысшей мощи. Выбирая подобный дизайн, Саяджи наглядно продемонстрировал свою веру в то, что практика Дхаммы посредством медитации випассана – это наилучший способ оказать почтение Будде, поскольку именно практика является правильным способом принять и испытать на себе его учение.

Когда ученики Гоенки-джи основали Международную Академию Випассаны в Индии, они, естественным образом, использовали центр Саяджи в Янгоне в качестве модели. Они построили Пагоду для медитации повторяя ту, что была в центре Саяджи. Сейчас это уже стало обычной практикой возводить копию этой оригинальной Пагоды в центрах медитации випассаны по всему миру. Кроме тех мест, где обстоятельства не позволяют этого сделать.



В 1979 г. подобная конструкция была возведена в Дхамма Гири. На верхнем уровне она имела такую же конфигурацию из восьми келий, которые окружали центральную комнату, и каждая из них соединялась с крышей Пагоды. Нижний уровень несколько отличался от оригинала: являясь ровной площадкой, он образовывал полный круг из келий. Как и на верхнем уровне, здесь была центральная комната, окруженная восьмью связанными с ней кельями. Вокруг этого уровня находился еще один круг из двадцати четырех келий. Год за годом, появлялись следующие круги келий вокруг изначальной конструкции. В настоящее время, количество келий достигло более трехсот единиц.

Имея два смежных зала, структура келий Дхамма Гири представляет собой уникальный медитационный комплекс, способствующий интенсивной работе. Как сказал Гоенка-джи: «Идеальный, научно спланированный центр медитации – это центр, где каждый живет отдельно и медитирует отдельно в небольших кельях». И этот идеал нашел свое воплощение в серьезных круглогодичных курсах, которые проходят в Дхамма Гири.

Дхамма Тали в Джайпуре и Дхамма Кета в Хайдарабаде были первыми центрами, которые последовали примеру Дхамма Гири и построили свои комплексы Пагод с кельями. Позже к центру Дхамма Гири был присоединен специальный центр для длительных курсов. Дхамма Тапована 1 имеет свою собственную величественную Пагоду, с кельями, расположенными в виде концентрических кругов. Вслед за ней появилась еще одна Пагода в центре Дхамма Тапована 2.

На данный момент, многие центры в Индии имеют свой собственный комплекс Пагоды с кельями: Дхамма Саровара в Дуле, Дхамма Нага в Нагпуре, Дхаммалайя рядом с Колхапуром, Дхамма Паттхана в Сохане рядом с Дели, Дхамма Сота рядом с Дели, Дхамма Бодхи в Бодхгайе, Дхамма Суватхи в Шравасти, Дхамма Синдху в Каче, Дхамма Питха рядом с Ахмадабадом и Дхамма Сету в Ченнае. Более двадцати центров на Юге и Юго-востоке Азии, вслед за Дхамма Гири, выстроили комплексы с кельями опираясь на ту же модель.

Подобные же Пагоды с кельями были построены и за пределами Индии:
  • На Юге и Юго-востоке Азии: Дхармашринга (Катманду) и Дхамма Джанани (Лумбини) в Непале; Дхамма Камала и Дхамма Абха в Тайланде; Дхамма Джоти (Янгон), Дхамма Макута (Магок) и Дхамма Мандала (Мандалай) в Мьянме; Дхамма Кута (Канди) и Дхамма Собха (Коломбо) на Шри-Ланке.
  • На Западе: Дхамма Бхуми в Австралии и Дхамма Шири в Техасе в Соединенных Штатах.
 
В настоящее время, находится на финальной стадии планирования подобные конструкции в центрах Дхамма Махавана в Калифорнии и Дхамма Дхара в Массачусетсе в Соединенных Штатах.

Самое большое и величественное пополнение среди существующих Пагод привнесла Пагода Мировой Випассаны, которая расположена недалеко от важнейшей экономической столицы Индии – Мумбаи. Строение возвышается на 325 футов и включает в себя самый большой в мире купол без опор. Священные реликты Будды размещены на вершине купола.

Пагода Мировой Випассаны показывает всему миру, что современная Индия вернула и восстановила наследие Будды. А также она является способом выразить благодарность длинной линии Учителей, которые смогли бережно сохранить чистоту Дхаммы; выразить благодарность Саяджи У Ба Кину, человеку, который взял на себя ответственность вернуть учение в Индию; и выразить благодарность Мьянме – стране, которая сохранила живой чистоту традиции на протяжении более двух тысяч лет.
А для грядущих времен, Пагода Мировой Випассаны поможет сохранить и поддержать технику випассаны – древнее и бесценное культурное наследие Индии. Огромный зал с куполом этой Пагоды служит залом для медитации, где много тысяч людей сможет получить замечательную возможность освоить процесс очищения ума посредством самонаблюдения.

Дхамма объединяет людей, она никогда не разделяет их. Люди со всего мира, люди из различных сообществ, люди различных религий соберутся вместе, чтобы медитировать под этим огромным куполом.

Пагода Мировой Випассаны является также и центром медитации, он называется – Дхамма Паттана и располагает для каждого участника отдельным проживанием и отдельной кельей для медитации. Дхамма Паттана будет доказательством того, что Пагода Мировой Випассаны остается живым монументом, где каждый может медитировать глубоко и непрерывно, находясь в непосредственной близости к реликтам Будды.

Будда был ошибочно описан как мистик и духовная фигура. Его рациональное, научное учение было неверно интерпретировано в качестве еще одной сектантской догмы. Галерея с прекрасными картинами раскрывает истинную информацию относительно жизни Будды и его учения.

Великие древние реликвии Индии – Ступы, золотые Пагоды Мьянмы, памятники соседних стран являются большим вдохновением и привлекают многочисленных паломников, которые приходят, чтобы отдать дань уважения Будде, Дхамме и Сангхе. И еще больше вдохновения приносят те Пагоды, в которых люди медитируют; Пагоды, которые возникают по всему миру и служат огромному количеству людей, через поколения.

Всем, кто придет в эти современные «четия-холлы», будет предоставлена возможность выразить почтение Дхамме в её аутентичной, оригинальной форме. Они получат идеальное место для того, чтобы продвигаться к состоянию благородного, освобожденного существа – Сангхе.

Далее: Пагода Мировой Випассаны

 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню
Рейтинг@Mail.ru