- in Yoga

Перейти к контенту

Главное меню:

Статьи



Нравственное поведение в йоге является базой и основным фундаментом, на который опирается вся дальнейшая практика. Нравственное поведение или моральные принципы известны в йоге как «Яма и нияма». В данном описании этих принципов мы не будем разбирать непосредственно каждый пункт ямы и ниямы, а разберем только те принципы, которые мы считаем наиболее важными и нужными для практики йоги.

Для чего, собственно говоря, нужны моральные принципы в йоге? Да и не только в йоге… Если мы посмотрим на другие традиции и другие религиозные направления, то мы увидим, что во всех традициях нравственное поведения также является основой и фундаментом. Конечно же во всем многообразии религий и сект, существуют такие традиции, где нет поддержки нравственного поведения, но такие традиции, как правило, не имеют долгой истории, поскольку соблюдение моральных принципов является основой безопасности. Этот принцип схож с принципом травмобезопасности в хатха-йоге и йогатерапии. И, в данном случае, нравственное поведение является травмобезопасностью на пути к полному освобождению, к полному просветлению. Поэтому в практике, когда человек учится контролировать свой ум, когда человек учится очищать свой ум от различных загрязнений и посредством этого развивает мудрость, без соблюдения моральных принципов невозможно продвигаться дальше, это становится опасным. Это связано с тем, что когда человек развивает хорошую концентрацию ума посредством той, или иной техники, той или иной практики, существует большая вероятность, что если он не поддерживает моральные принципы, то отточенный, сильный, сконцентрированный ум может столь же сильно и навредить. Это как обоюдоострый меч, то есть, если мы не соблюдаем нравственное поведение, мы сильным умом можем нанести очень сильный вред и в данном случае практика нравственного поведения будет удерживать наш ум от вреда самому себе.

Существуют основные пять принципов, пять предписаний, которые желательно соблюдать не только практику йоги, но и вообще любому человеку, который даже не стремится к полному просветлению, но стремится просто к хорошей жизни. Эти пять принципов очень важны, и мы их разберем пошагово.




И этот принцип очень важен. Его очень тяжело соблюдать. И как заметили многие мудрые люди, которые продвигаются по пути к просветлению, этот принцип соблюдать сложнее, если человек не укрепляет свой ум. То есть если человек пытается соблюдать моральные принципы, интеллектуально понимая, что нравственное поведение – это хорошо. Без укрепления ума, без практики концентрации ума, без практики удержания своего ума, в действительности, соблюдать нравственное поведение становится почти невозможно, так как нет возможности и умения удерживать свой ум. А когда мы начинаем практиковать и то и другое вместе, эти две вещи начинают поддерживать друг друга.



Когда человек воздерживается от убийства, в первую очередь он воздерживается от нанесения вреда себе. Поскольку, чтобы убить другое существо или способствовать убийству, мы должны разжечь в своем уме ненависть, а в тот момент, когда мы стараемся не убивать и удерживаем себя от подобных действий, в первую очередь, мы стараемся удерживать свой ум от гнева, который способствует убийству. Если мы очищаем свой ум, то мы видим, что существа более низшего уровня сознания (такие как животные, насекомые) также страдают, как и другие существа и тогда вместо ненависти и отвращения, мы развиваем сострадание к этим существам. Если же мы разжигаем ненависть и убиваем этих существ, мы также опускаемся вниз, становимся хуже, накапливаем плохие заслуги. Поэтому очень важно сохранять и поддерживать движение вверх, в сторону приобретения хороших качеств, приобретения хороших заслуг, в направлении более тонкой реальности. Когда мы убиваем, мы всегда движемся вниз. Поэтому человек, который стремиться к счастливой жизни, старается удерживать себя от этих негативных действий.



Следующий очень важный принцип, который входит в нравственное поведение – это принцип воздержания от воровства, то есть мы стараемся не брать то, что нам не принадлежит. И если мы, придерживаемся этого принципа, в первую очередь, мы избегаем чувства страха. То есть, если кто-то берет что-то, что принадлежит другому человеку, первое, что он начнет испытывать – это страх, потому что другой может узнать об этом, может поймать его и вслед за этим соответственно последует наказание. И когда человек воздерживается от воровства – он воздерживается от страха. Мы можем посмотреть на это и с другой стороны, если кто-то возьмет что-то, что принадлежит мне, без разрешения и как-то распорядится этим по-своему, мне будет неприятно. 



То есть это действие – воровство вызовет гнев или другие негативные эмоции, а это, в свою очередь, может спровоцировать других на негативные действия в ответ, таким образом порочный круг будет увеличиваться. И в данном случае, когда мы воздерживаемся от воровства, мы побуждаем себя к хорошим действиям, создавая спокойную атмосферу вокруг себя. То есть, мы не вредим себе и не побуждаем других действовать в негативном ключе.




Ещё один принцип, который желательно соблюдать и важно соблюдать – это чистота речи. Через чистоту речи проявляется важный аспект нашей реальности – Истина. И если мы стремимся к истине, а йогин, и любой человек стремится к счастью, а счастье – это всегда движение в одном направлении, в направлении истины, то мы должны соблюдать и сохранять истинную чистую речь.

В этой чистой речи не должно быть лжи, так как ложь – это иллюзия, которую мы создаем посредством своих желаний, то есть мы хотим, чтобы реальность была другой, то есть мы не удовлетворены той реальностью, которая есть. Но пока мы не примем эту реальность, мы не можем двигаться в правильном направлении. А значит наша задача учиться принимать реальность такой, какая она есть. И когда мы принимаем реальность, мы уже не приукрашиваем, мы не скрываем, мы просто говорим то, что есть: не боясь обидеть кого-то, не боясь скрыть что-то. У нас нет желаний что-то показать, или что-то изменить, например, показать себя с лучшей стороны или ситуацию с лучшей стороны, более привлекательной, или скрыть то, что нам не нравится в себе или ситуации. Наша задача двигаться так как есть, так как существует на данный момент. Эта часть достаточно трудная для выполнения, поскольку, когда мы говорим, по привычке мы можем легко что-то преувеличить, что-то скрыть и без практики концентрации, без практики управления умом, эта часть нравственного поведения становится действительно очень сложной, мы даже не замечаем, как нарушаем этот принцип снова и снова.



В этой чистой речи не должно быть грубых слов, так как они несут в себе очень много негативной энергии, а также не должно быть пустой болтовни, поскольку пустая болтовня – это просто трата своего времени, трата чужого времени и мы теряем время, теряем свои силы, энергию на пустословие.

В этой чистой речи не должно быть никакого злословия, осуждения других людей, либо обсуждения как, кто и что сделал, правильно – неправильно… Вместо того, чтобы обсуждать и осуждать других, мы стараемся следить за своими действиями, чтобы наши действия были позитивными и полезными, принося пользу нам и принося пользу другим.

Таким образом мы стараемся говорить правду, стараемся говорить по существу, находим добрые слова, чтобы поддержать других людей, стараемся поддерживать свою речь красивой и чистой. И это действительно один из самых сложных принципов, который тяжело поддерживать в повседневной жизни.




Ещё один принцип нравственного поведения, который очень важно соблюдать – это правильное сексуальное поведение. Здесь существует много заблуждений: некоторые считают, что правильное сексуальное поведение – это полное воздержание от секса; некоторые считают, что если они свободны – они могут делать все, что им вздумается; некоторые считают различные отклонения за норму и т.д.

Под правильным сексуальным поведением для монахов, действительно, имеется в виду полное воздержание. Но под правильным сексуальным поведением для людей, которые живут мирской жизнью, которые зарабатывают деньги, содержат семью, растят детей имеется в виду верность своему партнеру, верность мужу или жене и отсутствие измены. Также существуют люди, у которых нет постоянного партнера, для них правильное сексуальное поведение – это, прежде всего, отношения с одним человеком в определенный отрезок времени и также понимание, что человек, с которым они находятся в романтических отношениях свободен от обязательств перед каким-то ещё другим человеком. Нельзя ухаживать и проявлять романтический интерес к людям, у которых есть семья или другой партнер, то есть мы должны помнить, что второй человек должен быть абсолютно свободен.



Если мы хотим завязать отношения с другим человеком, хорошо, если мы смотрим на эти отношения, как на долговременные отношения, то есть это не должно быть движение от человека к человеку в поиске новых ощущений, иначе это только сильнее разжигает страсть и сильнее затуманивает наш ум.

Поэтому, когда человек сохраняет верность одному партнеру – это правильный шаг на пути искоренения страсти, которая затуманивает наш ум и создает сильные эмоции. А также искоренение привязанности к объекту страсти, искоренение негативных эмоциональных состояний, связанных с этой привязанностью.  

Поэтому, когда мы говорим про правильное сексуальное поведение для мирянина, в данном случае, это просто верность своему партнеру. Если человек практикует, то постепенно сексуальное влечение со временем, с практикой будет уменьшаться и человек может достичь такой стадии, когда он доходит до естественного воздержания, то есть у него не возникает никакого влечения к противоположному полу, поскольку эта страсть полностью искоренена. То есть, это достигается абсолютно естественным путем, а ни в коем случае не с помощью подавления.




Еще одна часть морального поведения – это воздержание от употребления всех видов одурманивающих и опьяняющих веществ (мы их будем коротко называть – интоксиканты), исключая лекарства, которые нужны по состоянию здоровья.

Когда человек употребляет интоксиканты, он затуманивает свой ум. Когда человек затуманивает свой ум, употребляя те или иные интоксиканты, он, прежде всего, уходит от настоящей реальности, то есть он уходит от тех проблем, тех задач, которые нужно решать здесь и сейчас. Такой человек пытается заснуть и ничего не делать, такой человек впадает в пассивное состояние и не хочет решать свои проблемы, приводить в порядок дела. А также, когда человек находится в затуманенном состоянии, ему легко нарушать все другие моральные принципы. Он может легко врать, он может легко совершать неправильные поступки: взять что-то чужое, либо делать какие-то действия, которые вызывают напряжение у других людей, даже убивать. То есть интоксиканты несут в себе очень большое напряжение, и создают сильное неведение в уме. И человек, который регулярно употребляет интоксиканты, все больше и больше уходит во мрак. И, действительно, если мы посмотрим на реальность вокруг нас, мы увидим, что, если люди употребляют интоксиканты, они часто страдают от этого, с ними всегда случаются неприятности. А если мы посмотрим на жизнь родных и близких, посмотрим на другие семьи, то нет ни одной семьи, где люди бы жили счастливо, одновременно употребляя опьяняющие вещества.



Некоторые люди говорят, что употребление одного бокала вина, или небольшое количество алкоголя за обедом или ужином не приносит никакого вреда или даже полезно для здоровья. Но, на самом деле, если мы посмотрим внимательнее, то заметим, что любое движение начинается с совсем небольшого шага и когда мы делаем этот шаг, в этот момент мы не знаем насколько далеко мы уйдем в этом направлении. Если человек не контролирует свой ум, он может легко уйти в неправильном направлении. Опьянение, легкое затуманивание, которое приносит, казалось бы, расслабление уму, на самом деле, несет в себе большую опасность. Если человек старается двигаться в сторону истинного счастья, истинной радости, истинной гармонии, в сторону очищения своего ума, то интоксиканты – это огромное, большое препятствие на пути. И мы видим, что люди, которые употребляют интоксиканты в больших количествах по-настоящему несчастные люди.

Подводя итоги, можно сказать, что сохраняя эти пять принципов, мы создаем очень хороший фундамент для дальнейшей практики, для практики очищения ума. И наоборот, если мы не соблюдаем эти основные пять предписаний, практика становится почти невозможной или даже опасной, поскольку, если человек практикует концентрацию ума на высших стадиях, когда практика становится очень сильной, ум становится очень мощным, если нет этой основы, то человек может двигаться в неправильном направлении и очень сильно навредить себе и другим.

Использование и понимание пяти предписаний, пяти моральных принципов дает нам возможность жить счастливой и гармоничной жизнью, являясь опорой и базой для продвижения по пути к истине.


 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню
Рейтинг@Mail.ru