- in Yoga

Перейти к контенту

Главное меню:

Статьи




(записаны 5000 лет назад) – гимны, мантры, пуджи («знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.

Существует четыре Веды:
Ригведа — «Веда гимнов»
Яджурведа — «Веда жертвенных формул»
Самаведа — «Веда песнопений»
Атхарваведа — «Веда заклинаний»




Гита – песнь Бхагава (Бога), 3000 лет назад, время действия описанное в Гите; первое толкование и объяснение Йоги, которое дает Кришна Арджуне.

Качества, которыми должен обладать йогин:
- «Когда мысли поток обуздан, пребывает лишь в Атмане, Партха, когда муж успокоил желания – он тогда именуется Йогин» (спокойствие)
- «Когда Йогин, мысль обуздавший, сам себя укрепляет в Йоге, он подобен свече, чье пламя, не колеблется в месте без ветра» (концентрация)
- «Лишь на действие будь направлен, от плода же его отвращайся, пусть плоды тебя не увлекают, но не будь и бездействием скован» (правильное действие)
- «От привязанностей свободен, в Йоге стоек, свершая деяния, уравняв неудачу с удачей, эта ровность зовется Йогой» (равностность)
- «Существуют два пути к совершенству: первый – Джняна-йога – йога знания, для саньясинов (отшельников); второй – Карма-йога – йога действия, для аскетов (йогинов). Из двух же превыше Йога-действия.
- «Не тот Йогин, кто переедает или не ест; не тот, кто спит без меры или лишает себя сна. Будь умерен в пище, отдыхе и свершении действий – так обретешь ты уносящую скорби Йогу» (мера)

Структура:
- состоит из 18 глав и 700 стихов
комментатор Ямуначарья (X век) разделил текст на три «шестёрки»:
гл. 1-6 — «раздел о действии» (карма-канда);
гл. 7-12 — «раздел о почитании» (упасана-канда);
гл. 13-18 — «раздел о знании» (джняна-канда).

1. Arjuna-Visada yoga — Йога отчаяния Арджуны.
Арджуна просит Кришну поставить колесницу между двумя армиями. При виде своих родственников и друзей в противостоящей армии Кауравов, Арджуна приходит в смятение и принимает решение не сражаться в предстоящей битве.

2. Sankhya yoga — Йога рассуждения.
После того, как Арджуна обращается к Кришне за наставлениями, Кришна объясняет ему, что только материальное тело может быть убито, а вечная душа неразрушима. Кришна говорит Арджуне, что его воинским долгом является поддержание дхармы в сражении.

3. Karma yoga — Йога действия.
Арджуна спрашивает, почему он должен сражаться, если знание является более важным, чем деятельность. Кришна объясняет Арджуне, что желание выполнять свой долг ради высшего блага без привязанности к последствиям является самой правильной причиной для деятельности.

4. Jnana-Karma-Sanyasa yoga — Йога знания.
Кришна объявляет, что он из века в век приходит в этот мир для установления принципов дхармы, защиты добродетельных и уничтожения демонов. Кришна также подчёркивает важность принятия гуру.

5. Karma-Sanyasa yoga — Йога отрешенности от действия.
Арджуна спрашивает Кришну, что лучше — прекратить деятельность или вовлечься в неё. Кришна отвечает, что оба пути могут быть благоприятными, но деятельность в карма-йоге стоит превыше всего.

6. Dhyan yoga — Йога активного внимания.
Кришна описывает правильную мотивацию для йога, позы для медитации и процесс, с помощью которого можно достичь самадхи.

7. Jnana-Vijnana yoga — Йога знания и различения.
Кришна показывает правильный путь познания: иметь знание — это, на самом деле, понимать, посредством каких сил Он управляет мирозданием, как Он принимает те или иные образы и проявляет те или иные качества.

8. Aksara-Brahma yoga — Йога нетленного Брахмана.
Кришна даёт определение таким терминам, как брахман, карма, адхьятма, адхибхута и адхидайва и объясняет как человек может помнить его в момент смерти и таким образом попасть в его Вечную Обитель в Духовном мире.

9. Raja-Vidya-Raja-Guhya yoga — Йога царственного знания и царственной тайны. 
Кришна объясняет, что осознание того, что «все существа пребывают во Мне» является путём памятования о нём во всех обстоятельствах. Предавшись Абсолютной Истине, любой может достичь духовной обители — раб, женщина, торговец и дикарь.

10. Vibhuti-Vistara-yoga — Йога божественного великолепия.
Кришна описывает, как он является источником всех материальных и духовных миров. Арджуна принимает Кришну как Всевышнего Бога, цитируя великих мудрецов, которые также ранее приняли Божественность Кришны. Четыре стиха этой главы, с 8-го по 11-й, являются ключевыми в Бхагавад-гите. В них заключена суть беседы между Кришной и Арджуной.

11. Visvarupa-Darsana yoga — Йога созерцания Вселенского образа.
По просьбе Арджуны, Кришна показывает свою «вселенскую форму» (Вишварупу), вездесущее проявление Бога, содержащее в себе все живые существа и элементы творения и излучающее сияние миллионов солнц.

12. Bhakti yoga — Йога бхакти.
Кришна описывает процесс преданного служения (бхакти-йоги). Если душа преодолевает порог равнодушия и бездеятельности и посвящает себя труду на благо других (сарва-бхута-хите ратах), ей может выпасть удача послужить чистому преданному. Так же Кришна описывает свои взаимоотношения с бхактами в зависимости от степени их преданности.

13. Ksetra-Ksetrajna Vibhaga yoga — Йога различения поля и познающего поле.
Кришна описывает природу (пракрити), наслаждающегося (пуруша) и сознание.

14. Gunatraya-Vibhaga yoga — Йога различения трех гун.
Кришна объясняет природу трёх гун материальной природы. Это наука, овладев которой можно перенестись в иное измерение — царство сознания, простирающееся за границами вещественного мира.

15. Purusottama yoga — Йога высочайшего Пуруши.
Кришна описывает символическое гигантское дерево, подобное баньяну, которое представляет собой материальное бытие. Кришна объясняет, что это дерево должно быть срублено «топором отрешённости», после чего станет возможным попасть в его «вечную обитель». Хотя живые существа растят и питают этот мир своей корыстной деятельностью, они могут упорядочить эту деятельность с помощью Вед, срубить его под корень и вырваться из цепких ветвей.

16. Daivasura-Sampad-Vibhaga yoga — Йога различения между божественным и демоническим.
Кришна рассказывает о признаках божественной и демонической природы в человеке. Он даёт совет, что для того, чтобы достичь высшей цели, необходимо отказаться от гнева и алчности, а также отличать хорошие действия от плохих, основываясь на священных писаниях, и действовать соответствующим образом. Кришна говорит: «Ты сам должен решить, следовать заповедям или нет». Если решишь следовать, знай: главная заповедь — доставлять удовольствие Всевышнему. Поняв это, ты поймешь смысл любого вероучения и сможешь следовать ему.

17. Sraddhatraya-Vibhaga yoga — Йога различения трех видов веры.
Кришна рассказывает о трёх видах веры, мышления и действий, которые проявляются в зависимости от влияния трёх гун материальной природы.

18. Moksha-Sanyasa yoga — Йога освобождения через отречение.
В заключении, Кришна просит Арджуну отказаться от всех форм дхармы и просто вручить себя ему. Кришна объявляет, что это является высшим совершенством жизни. Отказ от личных интересов ради Кришны возрождает душу к новой жизни — жизни в любви и преданности, где нет места корысти и равнодушию.

Видео: 
Бхагавад Гита - 1 часть Скачать
Бхагавад Гита - 2 часть Скачать
Бхагавад Гита - 3 часть Скачать




датируется 4 в. н.э. (иногда раньше)

Классическая йога, раджа-йога, Аштанга-йога.



Структура: 4 главы и 196 сутр (изречений)
Составлена как краткий справочник, для практика посвященного и знающего практику.

Глава 1. О сосредоточении (самадхи-пада), 51 сутра.
- Определение йоги (1), трех гун и пуруши (2-5),
- источники познания (праманы), сон и память (6-11),
- сознательное сосредоточение (12-17),
- бессознательное сосредоточение (18-23),
- Ишвара, то есть бог-творец (24-29),
- девять препятствий сосредоточению (30-32),
- семь способов очищения сознания (33-40),
- объекты и ступени сосредоточения (самапатти) (41-49), санскары (50-51).

Глава 2. О способах осуществления (садхана-пада), 55 сутр.
- Йога действия (1-2),
- пять базовых аффектов и их устранение (3-11),
- проявление кармы и её связь с добродетелью и пороком (12-14),
- страдание, его причина и освобождение от него (15-24),
- высшее избавление (хана) (25-28),
- вспомогательные средства йоги, названы её 8 средств (29-34),
- йогические совершенные способности (35-45),
- йогические позы (асаны) (46-48),
- регуляция дыхания (пранаяма) (49-51),
- концентрация манаса-разума (52-53),
- подчинение органов чувств (54-55).

Глава 3. О совершенных способностях (вибхути-пада), 56 сутр.
- Три внутренних способа йоги: дхарана, дхьяна и самадхи (1-7); 
- санъяма (8-15),
- санъяма на различных объектах и достижение различных сверхспособностей (16-34),
- различение содержания сознания и пуруши (35-37),
- продолжение характеристики сверхспособностей (в частности, всеведения, телесного совершенства и бесстрастности), их достижения (38-55).

Глава 4. Об абсолютном освобождении (кайвалья-пада), 34 сутры.
- Классификация сверхспособностей (1-6),
- карма и её следы (7-11),
- проблема прекращения бессознательных впечатлений (12-28),
- достижение состояния «облака дхармы» (29-32),
- достижение абсолютного освобождения (33-34).

8 ступеней йоги:
1. Яма (социальный кодекс):
- Ахимса – ненасилие;
- Сатья – правдивость (контроль, чистота речи);
- Астея – не-воровство;
- Брахмачарья – сексуальное воздержание;
- Апариграха – не-собственичество (не-накопление).
2. Нияма (личный кодекс):
- Шауча – очищение;
- Сантоша – удовлетворенность;
- Тапас – усердие, аскетизм;
- Свадхьяя – самоисследование;
- Ишвара Пранидхана – преданность Богу.
3. Асана – удобная поза.
4. Пранаяма – контроль дыхания.
5. Пратьяхара – «собирать вовнутрь», отсечение чувственного опыта.
6. Дхарана – концентрация.
7. Дхьяна – медитация.
8. Самадхи – состояние сверхсознания.




Традиция Натха-йогов (странствующих аскетов).

Около 1000 лет назад в Индии явился Великий Махасиддха и основатель традиции Натхов – Гуру Горакшанатх или Адинатх (считается аватаром Шивы), и именно он является основателем Хатха Йоги. Он учил совершенствованию посредством того, что для нас наиболее актуально, а из всех человеческих привязанностей, самая главная – привязанность к телу!

Часто хатха йогу натхов, или, как ее еще называют, кайя-садхану (преображение тела), путают с другими традициями, например с наследием ведических риши или Патанджали, однако кайя-садхана была развита в монашеском ордене, основанным Гуру Горакшанатхом.

Членов секты Натхов (натх – учитель, мастер) называли также – «кантпхата-йогами», канпхата означает «расщепленные уши», что имеет отношение к уникальной йогической практике прокалывания ушного хряща для вставления огромных сережек.

Считается, что направление Натх возникло в середине 7 века, когда влияние Тантры превалировало во всей Индии, а йога ассоциировалась с черной магией и волшебством. Направление Натх было создано для спасения общества от тех отвратительных практик, которые выполнялись от имени духовности.

Хотя Адинатх, который возглавляет линию Натхов, был, возможно, йогом, предшествующим Матсиенданатху, он обычно идентифицируется с Шивой, и при наличии его имени во главе списка можно утверждать, что происхождение учения отслеживается вплоть до величайшего из йогов, которым является Господь Шива.

В соответствии с историей, описанной в Пуранах, в то время, когда Господь Шива посвящал свою жену Парвати в секретные садханы йоги и инструктировал её, они стояли на берегу моря. Большая рыба стояла замерев, слушая очень внимательно, каждое слово учения. Шива заметив это, обратил рыбу во всезнающего Матсиендранатха. Поэтому его имя звучит как Матсья-индра, или «господин из рыбы».

Учителя данной линии преемственности: Матсиенданатх, Горакшанатх, Гхеранда, Шивананда, Сватмарама.



ХЙП  («прояснение Хатха-йоги») — написанный на санскрите текст о хатха-йоге, предположительно датируемый XV веком. Автором считается Свами Сватмарама, последователь Свами Горакши. Является древнейшим уцелевшим классическим текстом хатха-йоги. 
Санскритское слово «хатха» является комбинацией двух мантр (базовых или корневых звуков) — «ха» и «тха». Они обозначают две противоположные по своим полярностям силы Вселенной — активную и пассивную, проявляющиеся в человеке как физическая сила (пингала-нади) и как умственная сила (ида-нади). Биджа мантра «ха» обозначает солнечный поток в пингала-нади, а «тха» — лунный поток в ида-нади.

Цель хатха йоги — установить совершенную гармонию между этими двумя праническими потоками в теле человека. Когда они полностью сбалансированы, прана начинает течь в сушумну — наиболее важный энергетический канал тонкого тела. В связи с этим, растет осознанность человека и он вступает на путь духовного просветления.

Структура:
В русском переводе текст состоит из 389 строф, и разделён на четыре главы:

Глава 1. Асана – 67 шлок.
Начинается с приветствия Шиве. Описывает родословную преемственности.
Шлока 16 описывает 10 правил поведения и 10 соблюдений,
называемые Ямой и Ниямой:

1. не совершать насилия
2. быть искренним и честным
3. не воровать
4. придерживаться воздержания в сексе
5. уметь прощать
6. уметь терпеть
7. уметь сострадать
8. быть смиренным
9. придерживаться умеренной диеты
10. соблюдать чистоту

1. тапас (аскетизм)
2. быть всем довольным
3. верить в Высшее
4. быть милосердным
5. поклоняться Богу
6. слушать чтение священных рукописей
7. быть скромным
8. обладать проницательным умом
9. повторять мантра (джапа)
10. жертвовать

Асаны:
Сватмарама говорит «я предложу описание некоторых асан», описывая наиболее важные асаны (из 8 400 000 асан – столько, сколько форм жизни) с точки зрения мудреца Васиштхи и йога Матсиендранатха (Свастикасана, Гомукхасана, Вирасана, Курмасана, Куккутасана, Уттанкурмасана, Дханурасана, Матсиендрасана, Пашчиммотанасана, Маюрасана, Шавасана, Сиддхасана, Ваджрасана, Падмасана, Симхасана, Бхадрасана).
Далее идут рекомендации по питанию.

Глава 2. Шаткарма и Пранаяма – 78 шлок.
Описывает Пранаяму и Шаткармы (6 очистительных действий):
1. Нети (промывание носа)
2. Дхаути (очищение ЖКТ)
3. Басти (очищение, промасливание толстого кишечника)
4. Каполабхати (очищение дыхательных путей, усиление циркуляции жидкости в оболочках ГМ)
5. Наули (массирование органов брюшной полости, усиление перистальтики кишечника)
6. Тратака (пристальное вглядывание в точку концентрации)
Описание Чакр – 5 шлока.

Глава 3. Мудра и Бандха – 130 шлок.
Рассказывает о мудрах («позах»), бандхах («замках») и нади (каналах в тонком теле)
Бандхи:
1. Джаландхара бандха;
2. Уддияна бандха;
3. Мула бандха.

Мудры (целью мудр является пробуждение чакр и различных аспектов шакти):
1. Маха мудра – великая поза
2. Маха бандха – великий замок
3. Маха ведха мудра – постукивание ягодицами по полу в маха бандхе
4. Кхечари мудра – поза пребывания в высшем сознании
5. Уддияна бандха
6. Мула бандха
7. Джаландхара бандха
8. Випаритта карани мудра – перевернутая поза
9. Ваджроли мудра – втягивание мочеиспускательного канала
10. Шакти карани мудра – поза циркуляции энергии
(Шамбхави мудра – пристальное вглядывание в межбровный центр – 4 глава)

Глава 4. Самадхи – 114 шлок.
Описываются стадии самадхи (погруженности ума) и техники связанные с самадхи.

Итак, можно сказать, что книга разбита на три части:
- Основа – мораль (яма, нияма);
- Начало – работа с телом (Хатха-йога);
- Продолжение – работа с умом (очищение ума, Раджа-йога).


 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню
Рейтинг@Mail.ru